Найти тему
Учительская

Что такое нейросеть?

Студент Российского государственного гуманитарного университета Александр Жадан написал диплом с помощью нейросети ChatGPT за сутки, а после успешно защитил работу, сообщает издательство «Москва24». Обеспокоенные преподаватели активно обсуждают, как же запретить использование нейросетей учениками, а в то же время в «России создали искусственный интеллект для проверки сочинений. Пилотное применение новой разработки начнется в школах в феврале и будет касаться учителей русского языка и литературы, истории и обществознания», говорится в сообщении РИА «Новости».

   Елена СМИТ
Елена СМИТ

Как же отнестись к использованию нейросетей школьниками, например, для написания текстов сочинений? Как мы сможем определить, знает ли ребенок что-то из того, что он написал? Как оценивать такие работы? Проверка на антиплагиат здесь не поможет, потому что уникальность текста достигает 82%.

Давайте сначала разберемся, что такое нейросеть. Прежде всего это математическая модель, предназначенная для определения зависимостей между наборами данных. Она может использоваться для классификации, распознавания образов, анализа текста и многих других задач.

Первая нейронная сеть была создана Уорреном Маккалоком и Уолтером Питтсом в 1943 году. Они представили математическую модель нейрона, позволяющую объяснить, как работает человеческий мозг. Их модель была представлена в статье «Логический калькулятор, использующий реле, в котором представлены элементы, соответствующие нервным клеткам», с тех пор нейросети были развиты и усовершенствованы, и сегодня они широко применяются в различных областях науки и техники [OpenAI generated text].

С развитием технологий нейросети становятся все более мощными и эффективными. Например, глубокие нейронные сети сейчас используются для обработки изображений и видео, распознавания речи, создания голосовых помощников и многих других задач. Кроме того, нейросети могут использоваться для решения сложных задач, которые ранее были невозможны для компьютеров, таких как игры, которые требуют стратегического мышления и принятия решений. Нейросети также находят применение в медицине, где могут помочь в диагностике и лечении различных заболеваний. Например, они могут использоваться для анализа медицинских изображений, таких как рентгеновские снимки или МРТ, и для предсказания вероятности возникновения определенных заболеваний. В настоящее время в Москве около 40 сервисов искусственного интеллекта помогают рентгенологам по 17 направлениям исследований. Нейросети наносят разметку на лучевые исследования и производят необходимые измерения.

Таким образом, нейросети являются мощным инструментом, который может помочь в решении многих задач и проблем в различных областях науки, техники и медицины.

Какое же влияние оказывают нейросети на процесс обучения в школе и какие этические проблемы возникают в связи с появлением в нашей жизни данного феномена?

Современные технологии искусственного интеллекта, в частности нейросети, имеют большой потенциал для улучшения образовательной системы. Однако их применение вызывает этические вопросы и требует внимательного рассмотрения.

Одним из главных преимуществ применения нейросетей в образовании является возможность персонализации обучения. На основе данных об учениках нейросети могут анализировать их индивидуальные потребности и создавать индивидуальные учебные планы. Это позволяет более эффективно использовать время на занятиях и повышает успеваемость учеников.

Другим важным преимуществом нейросетей является их способность улучшать процесс оценивания знаний учеников. Они могут быть использованы для автоматической проверки заданий и тестов, что не только сокращает затраты на персонал, но и дает возможность быстро оценивать знания учеников и обеспечивать обратную связь. Еще одно из преимуществ их применения в образовании – это способность создавать интерактивные материалы, например виртуальных репетиторов, которые могут помочь ученикам с пониманием материала и решением задач.

Однако использование нейронных сетей в образовании вызывает этические вопросы, и речь здесь не только о том, что ученики будут выполнять задания, не задумываясь, совершенно не развивая свои мыслительные навыки. Есть еще ряд вопросов, над которыми стоит поразмыслить. Во-первых, сбор и обработка данных об учениках могут нарушать их права на конфиденциальность. Нейросети могут собирать данные о личности, поведении и успехах учеников, что может быть использовано без их согласия.

Кроме того, автоматическая проверка заданий и тестов может привести к снижению качества образования. Нейросети не всегда способны оценить творческие задания и не могут заменить человеческую оценку. Это приведет к тому, что ученики не будут получать достаточно обратной связи и не смогут развивать свои творческие способности.

Еще один важный вопрос – беспристрастность данного феномена. Если данные, на которых обучается нейросеть, содержат предвзятость, то и ее выводы будут содержать предвзятость. В образовании это может привести к неравенству и дискриминации.

Один из самых острых вопросов: как учитель может понять, что домашнее задание ученик выполнил сам, а не с помощью нейросетей? Совершенно ясно, что ученики в скором времени начнут активно пользоваться подобными ресурсами, а учителя должны быть готовы и знать, как реагировать и как менять учебный процесс с учетом новых технологий.

Я обратилась за комментарием к председателю Общероссийской общественной организации лидеров образования «Учитель года», почетному работнику общего образования РФ, заслуженному работнику образования Самарской области Светлане Сергеевне Ильиной. Вот что она сказала: «Технологии искусственного интеллекта все больше становятся частью нашей повседневной жизни, например средства проверки орфографии, программы для перевода и калькуляторы. Поэтому нам необходимо адаптировать и трансформировать образовательные программы и методы оценки, чтобы учащиеся могли использовать эти новые инструменты этично и эффективно. Нет смысла запрещать использование нейросетей, ведь запрет – это самый неэффективный способ реагирования на инновации. Необходимо работать со школами, чтобы помочь им объяснить ученикам, как использовать эти инструменты с соблюдением этических норм и в соответствии с принципами честности.

Студенты должны понимать, что любую работу, созданную (даже частично) такими инструментами, нельзя считать своей собственной. Поэтому, как и в случае с любой цитатой или материалом из другого источника, должно быть ясно, что сгенерированный текст, изображение или график, включенные в произведение, были скопированы из такого программного обеспечения. Программное обеспечение должно быть указано в основной части текста и иметь соответствующую ссылку в библио­графии. В соответствии с текущей практикой сочинение или эссе, состоящие преимущественно из цитат, не получат высокую оценку либо вообще не будут приняты к оцениванию. Считаю необходимым адаптировать систему повышения квалификации, обучать учителей пользоваться искусственным интеллектом. Учителя должны работать с учетом новой реальности, чтобы шагать в ногу со временем вместе со школьниками и студентами».

Подводя итог, можно сказать, что использование нейросетей в образовании имеет как положительные, так и отрицательные эффекты. Для того чтобы максимизировать их пользу и минимизировать негативные последствия, необходимо учитывать этические проблемы и обеспечивать прозрачность в использовании данных, а нам, учителям, нужно знать о существовании приложений, которые позволяют ученикам справляться с домашними заданиями совсем не так, как предполагаем мы.

Листайте вправо, чтобы увидеть больше изображений

P.S. Самарский клуб учителей года носит название «Просвещенный пеликан». Мне стало интересно, как нейросеть Dream.ai представит нашу эмблему с изображением этого символа, поэтому в строке генерации графики на основе текста я ввела такое описание (промпт): пеликан, школа, просвещение, книги, реалистично, глобус. Вот какие иллюстрации получились…

Елена СМИТ, директор Международной школы, Самара

Читайте материал в сетевом издании «Учительская газета».