Dub
Dub — это жанр, выросший из ограничений в производстве музыки. Он получил свое название от ранней техники производства, известной как «overdubbing», когда продюсеры записывали и перезаписывали музыкальные треки поверх друг друга на катушечных магнитофонах (спросите своих бабушек и дедушек, если вы не знаете, что это такое). Для демонстрационных и репетиционных сессий было обычным делом использовать одну и ту же катушку для сотен дублей и версий, чтобы сэкономить деньги. Записи никогда не были идеальными, и остаточные эффекты более ранних записей пробивались в более поздние записи, создавая туманный эффект ореола, который продюсеры считали особенностью (а не погрешностью).
Со временем дубляж стал синонимом записи звуковой дорожки поверх чего-то еще (как синхронный перевод гоблина). Но его истоки в продюсерах регги, которые были слишком бедны и слишком скупы, чтобы купить еще одну кассету. Что касается официального старта Dub-музыки, то за этим стоит интересная история.
Все началось с незаконченного тиража The Paragon - On The Beach, в котором не было вокала во время печати пластинки в 1968 году. Согласно легенде, звукооператор Рудольф «Радди» Редвуд взял сингл с испорченной записи и сыграл его на одной из легендарных ямайских вечеринок под пение публики(откуда пришли рэп и дэнсхолл, вечеринки в афроамериканском стиле). И, конечно же, это обрушило сцену, иначе мы бы не знали об этом фольклорном произведении сегодня.
Это привлекло внимание Банни Ли, продюсера знаменитого ямайского лейбла Treasure Isle. Почувствовав перспективный тренд, Банни обратился к звукоинженеру студии Осборну Раддоку с просьбой сделать еще немного инструментальных треков в стиле регги, рокстеди и ska. Раддок, уже технически разбирающийся в студийном оборудовании, изготовил на заказ микшерные пульты, чтобы добиться максимального эффекта от эха, задержки и сдвигов фазы, которые после он демонстрировал уже на своих собственных шоу звуковой системы. У него редко была возможность исследовать их потенциал на студии звукозаписи, поскольку такие вещи считались не более чем развлечением. Процесс записи в те дни всегда делал акцент на певцах и музыкантах, а не на продюсерах.
Однако на это раз студийные боссы по заслугам оценили творческий прорыв Раддока и дали ему все необходимые возможности, чтобы продолжать эксперименты с инструменталами. А он, в свою очередь, не разочаровал, создав множество (дублированных) даб-синглов, причем многие новые его синглы содержали в себе множество би-сайдов(добавочных материалов), которые можно было послушать вместе с основными синглами при использовании микшеров, разработанных самим Раддоком или во время его живых выступлений. Со временем уникальные ремиксы Раддока стали настолько востребованы, что он открыл собственную студию. Там он комбинировал старое и новое оборудование так, что его микшерный пульт, по сути, становился его собственным электронным инструментом, позволяя манипулировать треками так, как он считал нужным, при этом сохраняя точный контроль над ними. Другие известные ямайские продюсеры вскоре переняли его звучание. Раддок показал им путь, навсегда изменив способ создания инструменталов в стиле регги. Он войдет в историю как один из самых влиятельных продюсеров не только в истории музыки Ямайки или электронной музыки, но и во всей истории музыки. Его звали Осборн Раддок, но вы можете звать его Кинг Табби.
Могла ли даб-музыка быть изобретена раньше и где-то еще? Возможно, но есть как есть. Эти галлюциногенные эхо эффекты, задержки, заметно вытягивающие барабанные и басовые линии, создают что-то вроде временного диссонанса в вашем сознании, звуча так, как будто вы едете на этой реверберации за пределы танцевального зала и в дальние уголки космоса. Кроме того, ямайцы часто курили травку, что безусловно способствовало развитию уникальных звучаний.
Поскольку традиционные музыкальные СМИ редко интересовались тем, чем занималась Ямайка в те годы, даб застрял на острове на протяжении всего десятилетия 70-х. Но как только британские панк-рокеры и рокеры новой волны начали перенимать эстетику регги и ska в своей музыке, внезапно в музыкальных магазинах появилось множество «даб-версий».
К концу 80-х, и с появлением сэмплирования, даб-музыка переродилась, ведь ей больше не приходилось полагаться на неуклюжие катушечные магнитофоны. Дублирование, которое когда-то представляло собой трудоемкий процесс записи и перезаписи, было сведено к простоте нажатия кнопки на производственном уровне. В новых поджанрах использовались триповые эхо эффекты, которые очень хорошо работали в комнатах отдыха, полных одурманенных рейверов, которые уже не возвращались на основной танцпол. Вскоре многие жанры будут иметь свои поджанры даба, включая, помимо прочего, House, Techno, Psy Trance и, в конечном итоге, IDM, Drum n Bass и UK Garage.
Dub существует и по сей день, некоторые продюсеры доводят эффекты реверберации до безумия, другие упрощают, как это делал King Tubby. В каком-то смысле даб — это блюз электронной музыки: пионерами стали бедные чернокожие, а после на даб оказали влияние белые, но при этом он сохранил свою фундаментальную простоту спустя столько лет. Даб стоит уважать как минимум за это.
Примеры музыки в жанре Dub я выложил и в своем телеграмм канале (тут к сожалению нельзя), там так же появляются мои диджейские миксы и разные смешные картинки: https://t.me/milost_na_kurorte
Информация взята мной из гайда http://music.ishkur.com/# и просто переведена)