Письмо священнику Константину Корепанову и его ответ.
Дорогой Батюшка!!! Христос Воскресе! Мне часто мои друзья православные задают вопрос, касательно неверия апостола Фомы, что Христос воскрес, пока не увидел сам через неделю воскресшего Христа и не вложил перст свой в раны от гвоздей Господа. Они говорят, что нам не надо никаких доказательств, что воскрес Христос и мы в этом плане лучше Фомы. Так неужели можем пойти в ад. Вообще так внимательно почитаешь Евангелие и столько найдем странных вопросов и просьб ко Господу от апостолов, что просто поймешь их наивное понятие и о вере, и о духовности. Но, собственно, меня, как и многих, слышавших на Пасхальной службе слова свят. Иоанна Златоуста, не покидают мысли, если ад упразднен, то сейчас грешные люди, не покаявшиеся, не отправляются на место мучения? Исаия воскликнул: «Ад огорчился, встретив Тебя в преисподних своих». Огорчился ад, ибо упразднен! Огорчился, ибо осмеян! Огорчился, ибо умерщвлен! Огорчился, ибо низложен! Огорчился, ибо связан! Взял тело, а прикоснулся Бога; принял землю, а нашел в нем небо; взял то, что видел, а подвергся тому, чего не ожидал!
Смерть! где твое жало?! Ад! где твоя победа?!
Воскрес Христос, и ты низвержен! Воскрес Христос, и пали демоны! Воскрес Христос, и радуются ангелы! Воскрес Христос, и торжествует жизнь! Воскрес Христос, и никто не мертв во гробе! Ибо Христос, восстав из гроба, — первенец из умерших. Ему слава и держава во веки веков! Аминь.»
Вот, батюшка, вопрос: если ад разрушен, то что тогда с нами будет при прохождении мытарств в случае, если сорвемся на мытарстве каком-то?
Потом в 1-м Послании к Коринфянам 3 :13 есть такие слова: «каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть.»
Что апостол имеет в виду, какой огонь? Или все мы сходим в ад, независимо от веры и дел, или здесь имеет место речь о божественной силе Любви Божией?
Помоги нам Господи. Христос ВОСКРЕСЕ!
Здравствуйте. Воистину воскресе Христос. Почему вы путаете два экклезиологически разных свидетельства: учение о разрушении ада есть свидетельство священного Писания и отражено во всем комплексе богослужебных книг, особенно в Октоихе. А свидетельство о мытарствах даже не является частью Предания. Как раз соотнесение этих двух свидетельств и не дает возможности сделать учение о мытарствах непоколебимой частью Предания. Ибо ничто в Предании не может противоречить четким указаниям Писания. Но как благочестивое свидетельство, располагающее к покаянию (а иных страхом спасай) - он допустимо, его можно использовать для пробуждения человека от духовного сна. Потому что главная интенция мытарств - нужно будет отвечать за свои дела и слова - общая мысль для Священного Писания. Противоречит только форма в которую эта мысль облечена. А вы сами разве никогда не входили в когнитивный диссонанс, когда слышали традиционное православное учение (тоже неоднозначное) о 3м, 9том и 40м дне, что оно не совпадает с учением о мытарствах .... Поэтому это не догматизировано в отличие от учения Церкви о разрушении Ада. Ад, также как и Царство Небесное, внутри человека есть. Если внутри нет Царства Небесного, то там ад. Вечные мучения начинаются здесь... Царство Небесное - благодать Святого Духа, Дух Святый в человеке. Отсутствие Его есть начало ада.
Апостол Павел говорит: Бог наш есть огонь поядающий. Для одних это огонь любви, воспламеняющий, для других огонь любви попаляющий, превращающий бытие в ад, если мы этот огонь принять не готовы. Вот встреча с этим пламенем и покажет нам, способны мы к любви или нет.