Найти тему
Учительская

Делаем рыцарей и самолеты

Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьезной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мыслей, дай возможность им почувствовать себя в нем властелинами.

Шалва Амонашвили

Проблема выбора на протяжении многих веков является одной из наиболее острых и дискуссионных философских проблем. Связано это с тем, что вопросы выбора сопровождают нас на протяжении всей жизни, начиная от базовых бытовых ситуаций и заканчивая принятием значимых и судьбоносных решений.

Вполне справедливо будет утверждать, что проблема выбора является актуальной для современной педагогической теории и практики. По мнению психологов, для детей 6‑7‑летнего возраста проблема выбора является абсолютной нормой, связана она в первую очередь с недостатком жизненного опыта.

До определенного момента в жизни ребенка все важные решения за него принимают взрослые. Именно взрослые выступают в роли экспертов. Сейчас поясню: выбор – непростая задача для нашего мозга, он должен напрячься и потратить энергию. Проводилось такое исследование: человека погружали в аппарат функциональной магнитно-резонансной терапии (МРТ) и наблюдали, какие зоны мозга у него активизируются в случае, когда он принимает решение абсолютно самостоятельно, и в случае, когда он принимает решение, опираясь на экспертное мнение. Результаты поразили: когда было мнение эксперта, испытуемый сознательно принимал решение, но у него не активизировались зоны принятия решений, а зоны префронтальной коры головного мозга активизировались только в том случае, если было написано «мнение эксперта недоступно». Получается, человек учится принимать решения только в том случае, когда делает это осознанно и самостоятельно.

Когда дети идут в школу, у них появляется гораздо больше возможностей и потребностей высказывать свои предпочтения и отстаивать собственную точку зрения. Делая выбор, ученик становится более независимым и уверенным в себе. Так, например, Ш.А.Амонашвили оставляет на выбор даже самых маленьких детей, какую задачу решать. В.Ф.Шаталов задавал ученику сто задач, чтобы он сам выбирал для решения любые из них и в любом количестве. У С.Н.Лысенковой дети сами выбирали, какие трудные слова учитель должен написать на доске при работе над изложением. И.П.Волков детям давал лишь тему – «делаем рыцарей», «делаем самолеты», «делаем копии памятников архитектуры», но как делаем и из чего, полностью предоставляется на выбор ребенка.

В моей педагогической практике я стараюсь регулярно организовать пространство выбора для учеников: на уроках математики подбирается разный уровень сложности выдаваемых заданий. На мой взгляд, учителю необходимо научиться создавать атмосферу, где каждый чувствует, что может добиться успеха, и использовать принцип индивидуального подхода к детям. Кому-то для решения задачи потребуется 5 минут, а кому-то – все 25, при этом оба ученика в результате решат ее верно. Стоит отметить, что дети, которые выбрали повышенный уровень сложности, с большим удовольствием объясняют свое решение другим ученикам, тем самым формируя опыт взаимообучения.

На уроках литературного чтения предлагаю поразмышлять над действиями героя, попробовать встать на его место, подумать о мотивах его выбора. Так дети могут найти иной смысл разных произведений. На одном из таких уроков ученики пришли к выводу, что «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина не только о жадности старухи, но и о безграничной любви старика к ней, ответственности за свои действия, а сказка «Репка», известная всем малышам, о семейных ценностях и помощи близким независимо от сложности задачи.

На уроках окружающего мира при подготовке докладов и сообщений ученикам предлагается выбор информационных источников. У первоклассников особый интерес вызывает работа с книгами из школьной библиотеки, потому что они получают не только результат и удовольствие от поиска необходимой информации, но и возможность коммуникации с одноклассниками.

На занятиях «Разговоры о важном», которые проводятся в форме доверительной беседы, дети часто делятся планами о выборе профессии, кто-то хочет стать писателем по примеру Сергея Михалкова, кто-то, впечатленный биографией К.С.Станиславского, хочет построить карьеру театрального режиссера, а кто-то и вовсе заинтересовался атомной отраслью.

Дети выполняют с большей отдачей и желанием те задачи, которые выбирают для себя сами. Их внимание будет сконцентрировано в процессе деятельности гораздо дольше, поэтому и польза от того, чему они научатся, будет большей. Выбор – отличный инструмент для развития настойчивости и способности завершать дела. Кроме того, позволяя ребенку выбирать для себя вид игры или задачи, мы развиваем именно его индивидуальный тип интеллекта, сильные стороны его личности.

Следовательно, вполне очевидно, что задача педагога и родителей – всячески развивать навык принятия решений, постоянно поддерживать, направлять и обучать детей решать за себя.

Столкнувшись с проблемой выбора, ребенок создает новые уникальные комбинации мыслей и идей. До того как научиться принимать мудрые решения, у детей должно развиться конвергентное мышление: линейное и поэтапное выполнение задач, которое предполагает знание правильного ответа или ожидаемого результата, а потом и дивергентное – творческое мышление, способность видеть многообразие решений. В ситуации выбора проявляется и развивается индивидуальная траектория учения – путь каждого отдельного ребенка в процессе освоения им учебного материала. Она отражает реальное соотношение обучения и учения. Этот путь определяется не только усилиями учителя, но и собственной активностью и избирательностью ученика.

Виктория НЕМТИНОВА, учитель начальных классов школы №625

Читайте материал в сетевом издании «Учительская газета».

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц