Духовная жизнь ребёнка - сложная вещь. Как же нам хочется, чтобы наш ребёнок был богат духовно, отличался великодушием, высоким интеллектом. И как много опасностей для ума и сердца ещё не «созревшего» ребёнка.
Суть духовного воспитания ребёнка заключается в том, чтобы моральные идеи стали достоянием ребёнка, превратились в нормы и правила поведения. Духовная деятельность ребёнка должна быть многогранна.
Добрые дела не должны быть для ребёнка таким же заданием, как выученный урок. Нельзя, творя добро в одном месте, совершать зло в другом.
Нужно учить детей добру по велению сердца. Иначе у них будет всё случайно - и добро, и зло.
Нужно, чтобы эти идеи утвердились внутри детей. Чтобы ребёнок желал сделать что-то доброе и полезное. Это проявляется в его труде, влияет на его поведение.
Золотое правило воспитания подростков: как можно больше хороших поступков, побуждаемых его желаниями и стремлениями к его моральному идеалу.
Как же воспитать ребёнка так, чтобы не бояться за него, когда он выйдет за порог? Не встретиться с дурной компанией…
Как выработать иммунитет против зла, чтобы встреча со злом не калечила его, а духовно закаляла?
- С подростками нужно разговаривать через человека.
Нужно рисовать в их воображении яркий образ живого человека, который является для нас вечным воплощением моральной красоты. Чтобы он вызвал восхищение у ребёнка, проник в его душу.
- От сказок нужно переходить к истории. Рассказывать детям о подвигах, о страданиях людей, чтобы вызвать в детях разные эмоции: от любви до ненависти.
Ненависть к злу учить любить добро.
- Нельзя говорить подросткам, будьте и вы такими. Они не любят дидактизма. Подросток не должен замечать, что его пришли воспитывать.
- Нравственная красота должна овладеть сердцем ребёнка. Он должен научиться смотреть на себя глазами настоящего человека. А нам нужно стать для ребёнка единомышленником.
- Яркий образ идеальной жизни должен не ослеплять подростка, а освещать ему путь, высвечивать все доброе и дурное в его собственном сердце. Именно: освещать путь к идеалу, а не копаться в его сердце…
- Нельзя говорить, что настоящие люди поступают вот как, а вы совсем по-другому. Нельзя, чтобы ребёнок чувствовал свою никчемность.
- Нравственные идеи становятся убеждениями, когда они добыты диалектическим мышлением из фактов. Поэтому с подростками важно беседовать с помощью споров (анализ фактов, поиск проблем). Это обогащает мышление.
- Нужно всегда знать, чем живет подросток.
Давать ему духовный заряд для внутренней работы его ума и сердца.
- Своим трудом и взаимоотношениями в коллективе подросток всегда должен что-то доказывать, отстаивать, чтобы вместе с истиной оттачивалось и собственное достоинство. Нужно помочь найти ему «поле» для духовной борьбы. Чаще это труд, спортивные занятия.
Именно в годы отрочества, по словам В.Г.Белинского, нужно допрашивать и спрашивать прошлое, чтобы оно могло понять современное и заглянуть в будущее.
- Историческая образованность - важнейшая ступень на пути к моральному самовоспитанию. Вырабатывается чувство долга перед поколениями, которое выстрадало за мое сегодняшнее счастье. Чувство долга - это личное отношение человека к человеку, голос совести.
Учить детей добру, чтобы ребёнок чувствовал наши переживания…