Конфликт на Украине сейчас является самой обсуждаемым событием не только у нас в России и на территория бывшего СССР, но и во всем мире. Кроме самого события внимание привлекло, неожиданные черты вооруженного конфликта[1], что не ожидались ранее. Ранее доминировало мнение о будущем войн и конфликтов за маленькими, набранными по найму армиями, оснащенными самыми высокотехнологичным видами оружия и военной техники. При этом даже в США, армия которой сочетала комплектование по найму с ее большими размерами, что нетипично для армий данного типа набора личного состава, значительно сократили мощности ВПК по выпуску как оружия, так и боеприпасов для него. Мало того значительная часть оружия и военной техники стала обслуживаться «по состоянию». Это дает экономию денег и ресурсов. Но в условия конфликтов высокой интенсивности это не может себя оправдать, ибо уже в мирное время приводит к понижению степени боеготовности вооруженных сил, применяющих эту методику ремонта и обслуживания своих технических систем. Выявились и другие проблемы в вопросах военного строительства, и подготовки к войне не только армий, и ВПК различных стран мира, но, и государств в целом. Этому посвящен Доклад международного Клуба Валдай «Политэкономия конфронтации: уроки конфликта на Украине» - здесь ссылка на него. И именно к его выходу была приурочена состоявшаяся 17 апреля, текущего 2023 дискуссия Клуба Валдай «Конфликт на Украине: уроки для экономики и промышленности», на которой я присутствовал лично, как представитель СМИ.
Модератором был Иван Тимофеев, программный директор Международного дискуссионного клуба «Валдай».
Спикерами были:
Александр Ермаков, младший научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН (соавтор доклада)
Дмитрий Стефанович, научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН (соавтор доклада)
Прохор Тебин, заведующий сектором международных военно-политических и военно-экономических проблем Центра комплексных европейских и международных исследований Высшей школы экономики
На дискуссии были подняты вопросы, влияния мощи экономики и науки с образованием на военную мощь государств, и выводы их конфликта на Украине для дальнейшего развития как армий, так и экономики с наукой и образования. В частности, я задал вопрос и обсудил с модератором и ведущими, о необходимости создания упора в России на подготовку технических специальностей вместо существующего после распада СССР явного крена в пользу гуманитарных и массово-развлекательных специальностей. В том числе за счет возрождения массовой сети факультативной и внешкольной подготовки будущих инженеров и ученых. Включая и ученых гуманитарных направлений, о которых не следует забывать. К сожалению, после 1991 года у нас система внешкольного образования сохранилась в основном только в плане художественных и спортивных школ и тому подобных заведений. О будущих инженерах и ученых любых направлений у нас стали забывать. Мой взгляд на подготовку именно инженерных специальностей я изложил тут, в очерке о другой дискуссии Клуба Валдай. Он не предусматривает подготовку чистых технарей, замечу. И увязан с проблемой связки управления и разработки. Видео дискуссии от 17.04.23 можно увидеть здесь. Можно там услышать и меня. Очень меня радует, что в 10.00 по московскому времени 23 апреля 2023 года, стало известно о поручении Председателя Правительства Михаила Мишустина подготовить профильным министерствам Российской Федерации до 1 июня 2023 года мероприятия по повышению привлекательности инженерно-технических специальностей и увеличения числа учащихся по этим специальностям на бюджетных местах.
[1] Термин «профессиональная армия» не совсем корректен для любой армии мира, если следовать определению «военного профессионала» в армии США, которую считают зачинщицей моды на набранные по найму армии, вместо призывных, свойственных индустриальное эре.