Найти тему

Ленин в римской тоге. Декрет о снятии памятников

В апреле 1918 года был опубликован декрет Совнаркома за подписью Ленина «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической Революции».

В нем, в частности, говорилось, что дореволюционные памятники, не представляющие интереса ни с исторической, ни с художественной стороны, подлежат снятию с площадей и улиц и частью перенесению в склады, частью утилизации.

Другим пунктом декрета предписывалось «мобилизовать художественные силы и организовать широкий конкурс по выработке проектов памятников, долженствующих ознаменовать великие дни Российской Социалистической революции».

О мобилизации художественных сил – позднее. А сейчас о последствиях декрета по сносу памятников. Первым подал пример (и приложил руку!) сам Владимир Ильич. 1 мая 1918 года он принял участие в уничтожении в Кремле памятника-креста, воздвигнутого на месте убийства великого князя Сергея Александровича.

Комендант Кремля вспоминал: «Когда я подошёл, Ильич приветливо поздоровался со мной, поздравил с праздником, а потом внезапно шутливо погрозил пальцем:

– Хорошо, батенька, всё хорошо, а вот это безобразие так и не убрали. Это не хорошо, – и указал на памятник.

Я сокрушённо вздохнул:

– Правильно, – говорю, – Владимир Ильич, не убрал, не успел, рабочих рук не хватило.

– Ишь ты, нашёл причину! Так говорите, рабочих рук не хватило? Ну, для этого дела рабочие руки найдутся хоть сейчас. Как, товарищи? – обратился Ильич к окружающим. Со всех сторон его поддержали дружные голоса.

– Видите? А вы говорите, рабочих рук нет. Ну-ка, пока есть время до демонстрации, тащите верёвки.

Я мигом сбегал в комендатуру и принёс верёвки. Владимир Ильич ловко сделал петлю и накинул на памятник. Взялись за дело все, и вскоре памятник был опутан верёвками со всех сторон.

– А ну, дружно! – задорно командовал Владимир Ильич.

Ленин, Свердлов, Аванесов, Смидович, другие члены ВЦИК и Совнаркома и сотрудники немногочисленного правительственного аппарата впряглись в верёвки, налегли, дёрнули, и памятник рухнул на булыжник.

– Долой его с глаз, на свалку! – продолжал распоряжаться Владимир Ильич.

Десятки рук подхватили верёвки, и памятник загремел по булыжнику к Тайницкому саду. Владимир Ильич вообще терпеть не мог памятников царям, великим князьям, всяким прославленным при царе генералам»…

Да что там памятники! Ленин говорил: «На Россию нам наплевать». (И действительно «плевали»!). По его замыслу: Россия – это только территория и население. Эти природные и людские ресурсы должны быть брошены во вселенский пожар ради победы «мировой революции».

Вскоре будут повсеместно снесены не только памятники императорам, скажем, Александру II или Александру III (поквитаемся за брата!), но и Ивану Сусанину в Костроме, герою войны за освобождение Болгарии от османского ига генералу Скобелеву. Но это только начало. Позднее, в 1920-1930-х годах будут снесены: колонна Славы в Санкт-Петербурге в честь победе в русско-турецкой войне, сооруженная из 140 трофейных турецких пушек, памятник в честь Бородинского сражения на батарее Раевского, в Севастополе – усыпальница флотоводцев Лазарева, Нахимова, Корнилова, Истомина, в Киеве – памятники святой Ольге и Столыпину, во Владивостоке – адмиралу Завойко, в Хабаровске – графу Муравьеву-Амурскому, в Суздали – усыпальница князя Дмитрия Пожарского, в Херсоне – памятник светлейшему князю Потемкину-Таврическому, в Новочеркасске – атаману графу Платову… Да разве все потери перечислишь? Кстати, досталось и многим генералам-героям Отечественной войны 1812 года. Интересно, как «слугам» царизма или просто за компанию?..

Теперь о советской монументальной пропаганде. Долго судили да рядили. Итоговый список, опубликованный за подписью Ленина 2 августа 1918 года в «Известиях», состоял из 66 фамилий в 6 частях (три шестерки – знаковое число!).

Первая часть, конечно, пламенные революционеры. Начинался список со Спартака, Тиберия Гракха и Брута. Далее шли Маркс с Энгельсом, Робеспьер с Дантоном (при том, что первый казнил второго, или уже было некое предчувствие?), Стенька Разин, Пестель, Герцен, Халтурин, Каляев и даже Фурье с Сен-Симоном.

Вторая часть – писатели и поэты. В списке: Лев Толстой, Достоевский (за «Бесов» что ли он удостоился такой чести?), Лермонтов, Пушкин…

В часть, где разместили художников, каким-то образом попали Андрей Рублев и Александр Иванов (и это при том, что первый – «богомаз», а второй – почти что тоже самое). А в списке артистов всего две фамилии – Комиссаржевская да Мочалов (наверно, своих «артистов» хватало с избытком).

А потом на заседании комиссии при СНК от 22 августа 1918 г. было принято решение: «Ассигновать Народному комиссариату просвещения Отделу изобразительных искусств на постановку в Москве и Петербурге 80 (а цифра-то с каждым декретом растет! – мое прим.) памятников великим людям в области революционной и общественной деятельности, философии, литературы, науки и искусства авансом в счет сметы второго полугодия 1918 г. 560000 руб. с зачетом в эту сумму ассигнованных на тот же предмет 200000 (двухсот тысяч)».

Деньги немалые. Поэтому в проекте участвовали серьезные мастера, такие, скажем, как С.Т. Коненков и С.Д. Меркуров. Да вот материал-то был плохонький – в основном гипс и низкокачественный бетон. Разруха!.. Например, памятник Робеспьеру развалился через три дня после открытия. В газетах писали, что враги советской власти подорвали. А вот памятник Бакунину на Тургеневской площади, выполненный в стиле кубизма скульптором Б.Д. Королевым, действительно взорвали. Анархисты. Видно, очень оскорбились за своего вождя и учителя. Уж больно он какой-то квадратный и угловатый получился.

Памятник Бакунину.
Памятник Бакунину.

Вспоминается анекдот. Париж, начало XX века. К художнику-авангардисту зашел его приятель, спрашивает: «Над чем работаешь?» Тот отвечает: «Да вот только-только портрет своей возлюбленной закончил». И показывает его приятелю. Тот долго смотрел, а потом говорит: «Надо же так измордовать любимую женщину!»...

Всех ошарашил (тут даже слово «поразил» не подходит) Меркуров, предложивший проект памятника «Карл Маркс, стоящий на четырех слонах». Символ понятный, эпический. Но проект все-таки жюри отклонило. А жаль!

А в 1924 году, сразу после смерти Ленина, видный большевик Леонид Красин написал в «Известиях» о том, какими должны быть монументы вождю мирового пролетариата: «В римской тоге и средневековой мантии фигура на пьедестале производит впечатление известной гармонии. Но наш повседневный костюм как-то плохо вяжется с бронзой... Одно из наиболее удачных изображений Владимира Ильича, говорящего речь с характерно протянутой рукой, явится, вероятно, одним из основных мотивов для его памятников».

Да, эта ленинская рука, указующая в неопределенную туманную даль всем будет хорошо знакома по сотням монументов Ильича. Еще и с кепкой в руке. Впрочем, композиция понятна. А представляете себе Ленина в римской тоге?! Чересчур? А если еще учесть, что римляне бороды брили, растительность на лице они считали признаком варвара, обитателя германских лесов? Но хочу отметить другое: Красин все это говорил вполне серьезно – ни капельки мудрой и спасительной самоиронии…

А ведь еще были и монументальные агитки-надписи: «Религия — опиум для народа», «Кто не работает, тот не ест»... Эти лозунги позднее удачно, с иронией будут воспроизведены в фильмах Л.И. Гайдая «12 стульев» и «Операция «Ы» и другие приключения Шурика».

Или вот еще лозунг – «Кто чувствует, что на его стороне право, тот должен итти напролом». Видел эскиз этого барельефа. Он представляет собой некую архаичную фигуру человека с палкой, очень похожего на классическое изображение неандертальца...

А крест великому князю Сергею Александровичу в Кремле все-таки восстановили. Кстати, автором снесенного Лениным со товарищи памятника был Виктор Михайлович Васнецов. Эх, чудо-богатыри!..