Найти в Дзене
Jan Smoler

Каготы

Каготы (Cagots) – племя, народ, сословие, группа населения, с момента своего появления считавшееся низшей кастой, «неприкасаемыми» в западной Франции и северной Испании (в регионе Пиренеи).

Каготы – самые презираемые люди, которые обитали преимущественно во Франции и Испании. Каготов притесняли веками, лишали их прав обычных граждан. Им было запрещено вступать в брак с обычными людьми, занимается ремеслами, даже браться за перила на лестницах. Этот народ всегда считали очень глупым и больным проказой, обвиняли в колдовстве и других темных вещах.

считается, что на фото одни из последних каготов в Пиренеях
считается, что на фото одни из последних каготов в Пиренеях

Первые упоминания об этих странных людях относятся к X–XI векам. Именно тогда в церковных книгах Юго-Запада Франции начали появляться записи о рождениях и смертях, где на полях ставили странные пометки – «Chrestian», «Gézitain» (в большей части Гаскони), «Gahet» (в Бордо и в Ланде), «Agotac» (в Стране Басков), «Сapot» (в Жерсе) и, собственно, «Cagot» (в Беарне, Верхних Пиренеях и в Верхней Гаронне, где их концентрация была особенно высока). Уже позже, веке в 15-м этот странный народ «дошел» до Бретани, где их стали наименовать «Caqueux».

Между учеными до сих пор ведутся ожесточенные споры относительного происхождения слова "кагот". По некоторым мнениям оно произошло от бретонского слова kakouz ("прокаженный"), по другим от cago ("дерьмо") из окситанского языка, по третьим этот термин образовался от вестготсткого словосочетания canis gothus ("готская собака"). Также не известно точно и как выглядели каготы. По некоторым источникам они являлись кареглазыми людьми с каштановыми волосами, в других же хрониках их описывали блондинами с голубыми глазами. Но во всех описаниях каготов есть одна общая черта - отмечание особого уродства круглоухости, которое заключается в отсутствии мочек ушей. Чтобы люди сразу признавали в них отщепенцев, каготы приделывали к одежде гусиную или утиную лапу. Кроме того, каготы должны были оповещать окружающих людей о своём приближении специальной трещоткой, как это делали прокажённые.

знак каготов
знак каготов

Каготов вообще считали «наместниками смерти на Земле». Поэтому старались как можно меньше с ними пересекаться, прямо как с индийской кастой «неприкасаемых». Каготам было запрещено касаться перил моста, пить из одного источника с другими (для них существовали отдельные – просто яма в земле, куда наливали по ведру воды каждый день, как свиньям), и даже входить в церковь вместе с остальными. В храмы они были вынуждены заходить через специальные низкие двери, чтобы они не забывали о своем бесправном положении. Внутри храмов они сидели за специальной перегородкой, для них оборудовалась своя кропильница. Если кагот прикасался к общей кропильнице - ему немедленно отрубали руку. Причастие каготам священник подавал на длинной ложке, чтобы не приближаться к ним.

Франсуа Рабле в «Гаргантюа и Пантагрюэле» упоминает надпись на двери Телемского аббатства, запрещавшую вход «лицемерам, фанатикам и каготам». Да-да, людям, построившим множество религиозных сооружений, включая Нотр-Дам-де-Пари, в возведении которого участвовало, согласно документам, 270 capots, либо вообще запрещено было переступать святой порог, либо входить в храм божий через отдельный вход – низенький, «украшенный» изображением собачьей головы. Некоторые из запретов для каготов были довольно странными. Каготам не разрешалось ходить босиком, как обычным крестьянам, что породило легенду о том, что у них были перепончатые пальцы.

-3

«Отец современной хирургии», Ги де Шолиак, впервые в 1326 году описывавший каготов, добавил еще: круглые навыкате глаза, «глядящие зло и угрюмо», почти отсутствующие брови, широкий нос, крупные, неправильной формы губы и невероятное зловоние. И немедленно записал каготов в прокаженные. Каготы жили на выселках или в пригородах, на болотисты землях и малярийных берегах рек, их поселения называли Cagoteries, они не могли заниматься ничем, кроме работы с деревом и камнем, и в итоге превратились с гильдию отличных плотников, каменотесов и строителей, им запрещено было вступать в браки с остальным населением, они не могли охотиться, заниматься сельским хозяйством и животноводством. Рыбачить им разрешали. Они занимались также рядом ремесел, которые так или иначе были связаны со смертью. Например, работали палачами, копали могилы, плели веревки, делали гробы. Как это ни странно, но они были очень хорошими хирургами и акушерами. Эти профессии отчего-то им разрешали осваивать. Каготов погребали на отдельном кладбище. Также им нельзя было купаться рядом с «нормальными» людьми. В каждом кабинете чиновников были списки всех каготов региона. Единственная вещь, которая позволялась им в полной мере - это рыбная ловля.

группа каготов проходит по деревне (в руках трещетки, а на одежде знаки - гусиные лапки)
группа каготов проходит по деревне (в руках трещетки, а на одежде знаки - гусиные лапки)

Происхождение этой группы людей и их название до сих пор покрыто мраком.

Одна из теорий о появлении каготов состоит в том, что они были рабами готов, которые вторглись во Францию в Тёмные века истории. Отсюда этимологи установили, что слово кагот — «ca-got» происходит от прозвища — «собаки готов» — это было оскорбительное имя уже в 507 году, чтобы обозначить готов, за их приверженность арианству, ставшему объектом скандала и ненависть к католикам. Эти люди, после поражения в битве при Вуйе преследовались франками, и были вынуждены скрываться в недоступных местах Пиренейских гор, чтобы сохранить свои религиозные привычки арианства. Но эта идея не согласуется с географическим их расселением в других местах Франции и Испании. (Guyenne et en Gascogne, le Maine, l’Anjou, le Poitou et l’Aunis, Bretagne, Navarres).

Теория, предложенная британским писателем Грэмом Роббом в его книге «Открытие Франции». Робб предполагает, что кагот изначально были гильдией опытных средневековых столяров. В этом свете фанатизм против них был коммерческим соперничеством, которое со временем обросло чудовищными фантазиями, и поставило этих людей вне закона.

Некоторые авторы считают каготов западной Европы потомками мавританских солдат, оставшихся после вторжения мусульман в Испанию и Францию в VIII веке и называют их «сарацинами».

Во время Великой Французской революции дискриминационные законы против каготов были официально отменены, а сами каготы уравнены в правах с другими гражданами — на самом деле многие каготы во время революции разграбили локальные архивы и уничтожили любые записи о своих предках, было сделано всё, чтобы навсегда вычеркнуть своё имя из средневековых списков каготов. После французской революции 1789 года, каготы постепенно ассимилировались среди населения Франции.

памятник каготу
памятник каготу