Картина называется «Едут (Народ московский во время въезда иностранного посольства в Москву в конце XVII века)» (1901, ГРМ).
Новая картина воплотила оригинальный, неожиданный, смелый замысел, потребовавший столь же смелой композиции. И раньше художник любил фрагментировать свои произведения. Здесь это приняло крайние формы.
Вытянутый в высоту холст. Три стрельца, ограждающие дорогу, а за ними тесная толпа народа. Персонажи резко срезаны краями картины. Поначалу кажется, что перед нами лишь фрагмент произведения. Однако фигура стрельца, находящегося в центре, а также выступающие из общей массы головы трех девиц в верхнем ряду организуют композицию и создают ощущение специфически построенной, законченной картины. Особенно важна центральная фигура стрельца. Ярко-желтое пятно его одежды, единственное такое большое на холсте, при контрастных красных сапогах и шапке с зеленым верхом не только сразу же притягивает взгляд, но и как бы стягивает вокруг себя всех персонажей картины, становится ее стержнем.
Картина, несомненно, основана на описании Адамом Олеарием проезда по Москве голштинского посольства, членом которого он был: «От самого помещения послов до приемного покоя, находившегося во дворце, на расстоянии около восьмой части мили, расставлены были по обеим сторонам дороги тесные ряды более чем из 2000 стрельцов или мушкетеров, посреди которых мы должны были ехать. За ними все улицы, дома и крыши усеяны были множеством народа, собравшегося поглазеть на наш поезд»
Людская масса густо заполнила картинную плоскость. О месте действия свидетельствует лишь край мостовой из бревен, положенных в уличную хлябь. Эта деталь скрепляет картину с бытовым жанром, однако ее жанровая принадлежность определяется не им, она усложнена. Композиция лишена активного действия и динамической выразительности пространства, но ее внешнюю статичность нейтрализует явный психологический акцент, а также напряженный ракурс фигур и разнообразие поз. В этом произведении Рябушкин продолжил опыт создания группового исторического портрета, начатый картиной «Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате», но здесь он обошелся без известных персонажей. Композиционно его замысел был удобен для решения поставленной задачи. Толпа ждет; все лица изображенных обращены в одну сторону, к приближающейся процессии заморских гостей, которая находится где-то впереди стрельцов.
Содержание картины определяет не момент собственно действия, как, например, в аналогичной картине С.В. Иванова «Приезд иностранцев в Москву XVII столетия» (1901), а реакция толпы на это событие. Именно в этом аспекте художник и выстраивает свой широкий и психологически тонкий ряд.
Присмотримся к девушкам, что стоят наверху. Их одолевает жгучее любопытство, как, кстати, и купеческую дочь в упомянутой картине Иванова. Чтобы лучше видеть, они примостились поверх толпы, на каком-то возвышении. Но даже эти девушки, по-сестрински похожие друг на друга, воспринимают происходящее по-разному, каждая сообразно своему характеру. Стоящая слева смотрит на заморских гостей, что называется, раскрыв рот, вторая — с затаенной мечтательностью, третья — с явным простодушием. Но позицию художника являют не они, а, прежде всего, персонажи первого плана. Они психологически еще более отличаются друг от друга.
Стрелец слева — старший среди них. Узкое лицо, глаза, полуприкрытые набрякшими веками. Он бывалый служака, поэтому сдержан, себе на уме. Но его чувства выдает напряженный, недружелюбный взгляд на чужаков.
На основе этого образа Рябушкин в 1902 году напишет превосходный этюд, тоже резко фрагментированный, — голову стрельца в шлеме (НИМ РАХ), где заметно ужесточит его настроение: теперь оно откровенно неприязненное.
Очень выразителен на картине стрелец в желтом кафтане. Он простачек, этакий круглолицый глуповатый древнерусский Митрофанушка. В нем чувствуется преданность старине, но любопытства он одолеть не может. Глаза скосил в сторону иностранцев, рот непроизвольно приоткрыл.
Стоящая рядом с ним почтенная боярыня наиболее откровенно выражает злую неприязнь к чужакам. Ее суровый взгляд полон осуждения.
Как же в этой картине художник передает дух истории, как проникает в нее? Прежде всего, с помощью костюмов главных действующих лиц. Это, в частности, головные уборы и наряды девиц, находящихся на возвышении, но особенно — одежды стрельцов-охранников. В то время стрельцов одевали в длинное суконное платье, походившее на ферезь, на которое спереди нашивались поперек снурки, или петлицы. Оружие их состояло из ружья-самопала, сабли и бердыша в виде полулуния на древке. Через левое плечо надевался широкий ремень-берендейка с привешенными на нем зарядцами, сумкой для фитиля или пуль и рогом для пороха. Полки московских стрельцов различались цветом платья, петлиц, шапок и сапог. Рябушкин очень верно изобразил и одежду, и вооружение, но в целях декоративности поставил рядом стрельцов из разных полков, выбрав нужные ему цвета обмундирования.
Картина «Едут» — новый поворот в творчестве художника. Ее отличает не только глубина постижения прошлого, но и особая острота его ощущения. А.Н. Бенуа писал об исторических картинах Рябушкина: «Не грандиозные трагедии интересовали его, а повседневный быт былого времени. Он точно видел все это наяву, точно гулял по этим закоулкам, входил в эти терема и твердо запомнил то, что попадалось ему на глаза курьезного и живописного. Рябушкин был очень упорный и добросовестный реалист. В нем не найти и следа прихорашивания своего предмета. Он бесцеремонно и просто, точно очевидец, передает нам всю грубоватую нарядность, всю простодушную чопорность старинных людей. Какой-либо поэзии впечатления он не добивался, но в его произведениях живет тем не менее большая поэтическая прелесть» (источник: Р.И. Власова. «Андрей Петрович Рябушкин. Жизнь и творчество. 1861—1904»).
🎨 Спасибо вам за прочтение статьи. Если статья вам была интересна то прошу вас поставить лайк. Подписывайтесь на канал, впереди нас ждёт много открытий из мира живописи.