Найти тему
Архистория

Феминистки и немецкий модерн настолько раздражали Гитлера, что с фасада содрали весь напоминающий о стиле и этих людях декор

В современном ландшафте Мюнхена давно уже нет этого здания. На его месте плоский, как автобан, фасад американского консульства. Но того дракона и тех странных женщин, которых сегодня называют квир-персонами, не забудет ни сам город ни многие из тех, кто ценит модерн, точнее его немецкую составляющую югендстиль.

Сегодня эта часть часть Фон-дер-Танн-Штрассе кипит потоком машин. Примыкающий к улице Английский парк - единственное напоминание о времени, когда здесь еще можно было встретить экипаж с членами королевской семьи Баварии, а сразу за его оградой пешеход сталкивался с необычной инсталляцией, которой мог бы позавидовать любой современный суши-бар. Фото-ателье Эльвира вместе со всем зданием спроектировал и построил Август Энделл.

Архитекттор-самоучка Август Энделл
Архитекттор-самоучка Август Энделл

Так уж вышло, что первая работа архитектора-самоучки сделала его классиком немецкого ар-нуво. Все последующие его работы были лишь отблеском яркого дебюта. Впрочем, говорить о том, что давно утрачено занятие бессмысленное, если не вспомнить людей, связанных с этим местом.

Феминистки во всей красе: крайняя справа София Гоудстиккер, крайняя слева - Анита Аугспург
Феминистки во всей красе: крайняя справа София Гоудстиккер, крайняя слева - Анита Аугспург

По тем временам это была очень экзотическая парочка. Анита Аугспург и София Гоудстиккер стояли у истоков женской эмансипации. Борьба за равные с мужчинами права стала для них буквально смыслом жизни. Причем выражалось это не только в публикациях и активистской работе, но и в гардеробе - мужские костюмы вошли у дам в повседневную норму, чего не скажешь об остальной публике той поры. Желание идти против течения не стало помехой для бизнеса.

София Гоудстиккер
София Гоудстиккер

Предпринимательская хватка Аугспург и фотографическое мастерство Гоудстиккер до поры до времени позволяли рвать шаблоны. Портреты сделанные в Ателье Эльвира высоко ценились зажиточными горожанами, а королевский дом даже разрешил ему называться придворным, настолько часто прибегали к его услугам представители баварской династии.

Лестница Студии Эльвира
Лестница Студии Эльвира

Вскоре после завершения строительства женщины разошлись. В 1907 году Аугспург, как сказали бы сегодня, вышла из бизнеса - продала свою долю Гоудстиккер Та в свою очередь тоже не задержалась на месте. Всего через год София сдала студию в аренду. Но слава за местом, где делают чудные детские портреты и так мастерски создают образы взрослых, осталась. И диковинное здание было не последним фактором подогревающим репутацию. Мимо такого захочешь - не пройдешь.

Приёмная ателье
Приёмная ателье

Окна фасада имели зазубренные верхние углы и волнообразные импосты. Кованная решетка входной двери представляла собой колючее растение. Все эти элементы вместе с драконом, словно вырастающим из морской пучины (для тех, кто не мог прочитать образ, была подсказка - выкрашенный в цвет морской волны фасад) были видимой частью здания.

-7

Внутри стихия японских фантазий развивалась с новой силой. Под потолком приемной господствовал барельеф корневой системы загадочного дерева. На второй этаж вела причудливо изогнутая винтовая лестница с торшером увитым растительными формами.

Герцогиня Люксембургская на фото из Ателье Эльвира
Герцогиня Люксембургская на фото из Ателье Эльвира

Не смотря на ироничные отзывы современников, дом всё же получил признание и даже, хоть и с оговорками, статус шедевра. С немецкой бережливостью и трепетным отношением к материальной культуре ему была уготована долгая жизнь. Увы, в этой жизни не всё и не всегда развивается как надо.

Очищенный нацистами от "декадентского искусства" фасад здания ателье
Очищенный нацистами от "декадентского искусства" фасад здания ателье

Первобытная дикость и вандализм пришли в Германии на смену культуре в 1933 году. Сначала в здании обосновался штаб из подразделений нацистских штурмовиков. Позднее в 1937-м с фасада буквально содрали декор и устроили внутри столовую для строителей. Фон-дер-Танн-Штрассе оказалась в зоне масштабных перепланировок и расширений, через неё шла дорога к главному храму нацистских ценностей - Дому немецкого искусства. К тому же у Гитлера был повод для мести в отношении своих заклятых врагов феминисток.

Анита Аугспург
Анита Аугспург

В 1923 году Анита Аугспург лично обращалась к министру внутренних дел Баварии о необходимости высылки из страны "этого австрийского Гитлера". Такой была её реакция на устроенную начинающим фюрером попытку "пивного путча". Поэтому в год прихода к власти фашистов она даже не стала возвращаться из зарубежной поездки обратно в Германию, предвидя репрессии и всё, что им сопутствует.

Буклет-визитка ателье
Буклет-визитка ателье

Возможно, в таком оскопленном виде здание всё же простояло бы до конца войны. Но в апреле 1944 года в результате налета союзнической авиации в непосредственной близости от него разорвалась бомба. Восстанавливать разрушенные стены и крышу уже никто не стал. А через несколько лет этот участок выкупило под свои нужды американское консульство.

-12

Судить о достоинствах раннего югендстиля теперь можно только по фотографиям. К счастью, они достойного качества и сохранили многие важные детали Ателье Эльвира