Найти в Дзене

ПАМЯТИ БАЛЕТМЕЙСТЕРА

Ушёл из жизни Андрей Борисович Петров (1945-2023), народный артист России, замечательный хореограф, бессменный художественный руководитель и главный балетмейстер созданного им театра «Кремлёвский балет». Мастер, вписавший свою, удивительно яркую, неповторимую страницу в историю отечественного и мирового хореографического искусства. Андрей Борисович был человеком театра, что называется, на генетическом уровне. Его мама, народная артистка РСФСР Ольга Ивановна Петрова, являлась ведущей актрисой театра «Ромэн», отец, Борис Сергеевич Холфин, - артистом Большого театра Союза ССР. По отцовской линии в роду Андрея Петрова – танцовщики, балетмейстеры, педагоги, преподававшие классический танец. Достойным продолжателем известной балетной династии стал и Андрей Борисович. После окончания в 1965 году Московского академического хореографического училища А.Б. Петров был принят в труппу Большого театра, где проявил себя как танцовщик, обладающий яркой индивидуальностью, исполнивший ведущие, прежде вс

Ушёл из жизни Андрей Борисович Петров (1945-2023), народный артист России, замечательный хореограф, бессменный художественный руководитель и главный балетмейстер созданного им театра «Кремлёвский балет». Мастер, вписавший свою, удивительно яркую, неповторимую страницу в историю отечественного и мирового хореографического искусства.

Андрей Борисович был человеком театра, что называется, на генетическом уровне. Его мама, народная артистка РСФСР Ольга Ивановна Петрова, являлась ведущей актрисой театра «Ромэн», отец, Борис Сергеевич Холфин, - артистом Большого театра Союза ССР. По отцовской линии в роду Андрея Петрова – танцовщики, балетмейстеры, педагоги, преподававшие классический танец. Достойным продолжателем известной балетной династии стал и Андрей Борисович.

После окончания в 1965 году Московского академического хореографического училища А.Б. Петров был принят в труппу Большого театра, где проявил себя как танцовщик, обладающий яркой индивидуальностью, исполнивший ведущие, прежде всего, характерные партии практически во всех спектаклях ГАБТа. Однако его влекла постановочная работа. В 1977-м, окончив балетмейстерский факультет ГИТИСа, Андрей Петров начинает ставить не только танцы в операх и драматических спектаклях, но и самостоятельные балетные спектакли в Большом театре, где он стажировался у Ю.Н. Григоровича. Уже в 1977-м появилась «Калина красная» на музыку Е.Светланова, в 1981-м – «Деревянный принц» Б.Бартока, в 1985-м – «Эскизы» на музыку А.Шнитке и «Рыцарь печального образа» на музыку Р.Штрауса. И уже тогда сразу же стало очевидно, что о себе громко заявил талантливый хореограф, способный создавать свой, авторский, пластический язык, и великолепный режиссёр, изобретательно подчиняющий себе сценическое пространство. А ещё стало понятно, что Петрова-художника глубоко волнуют нравственные, философские проблемы – в его спектаклях всегда прослеживается глубокий, многоплановый подтекст, побуждающий зрителей размышлять, искать ответы на вопросы, затрагивающие самые основы нашего бытия.

В 1990 году Андрей Борисович Петров воплотил в жизнь главную творческую мечту: он создал свой театр, тот самый, который сегодня во всём мире знают как «Кремлёвский балет». Вероятно, излишне объяснять, что задача эта была не из лёгких. Но художественному руководителю новой труппы удалось преодолеть все мыслимые и немыслимые преграды и добиться того, чтобы возглавляемый им коллектив стал профессиональным в самом высоком значении этого слова. Действительно одним из лучших в России и за её пределами.

Андрей Борисович с самого начала подчёркивал, что «Кремлёвский балет» - не театр одного хореографа. В репертуаре труппы – спектакли, поставленные Юрием Григоровичем, Владимиром Васильевым, Андрисом Лиепой. А ещё Андрей Петров огромное внимание уделял классическому наследию, и многие из постановок, в частности, «Лебединое озеро» и «Спящая красавица» П.Чайковского, «Жизель» А.Адана, «Эсмеральда» Ц.Пуни, Р.Дриго идут в его авторских редакциях, которые можно увидеть только здесь. И это важнейшая часть осуществлённой Андреем Борисовичем Петровым творческой работы. При том, что его режиссёрские находки фактически создают для шедевров выдающихся мастеров прошлого новое «обрамление» в виде современно звучащих драматургических акцентов, смело можно говорить о максимально бережном отношении постановщика к классическому наследию.

Что касается непосредственно постановок, автором которых является Андрей Петров, то среди них немало настоящих откровений. Это и «Щелкунчик» П.Чайковского, максимально приближенный к произведению Э.Т.А.Гофмана; и «Наполеон Бонапарт» Т.Хренникова (1995) – спектакль, по режиссёрскому решению которому пока ещё нет равных на балетной сцене; и ослепительный «Фигаро» на музыку Дж.Россини и В.А. Моцарта (2008), и трепетная «Снегурочка» на музыку П.Чайковского (2009); и волшебный «Аленький цветочек» В.Купцова (2018). Последним спектаклем, увидевшим свет рампы при жизни балетмейстера, стал «Продавец игрушек» А. Шелыгина, премьера которого состоялась в ноябре прошлого года. Романтический и одновременно приключенческий балет, который никого не оставляет равнодушным. Андрей Борисович успел завершить постановку «Клеопатры» В.Качесова, дата премьеры которой должна была быть определена в ближайшее время, и продолжал работать над балетом «Война и мир» на музыку В.Овчинникова – совместной постановкой «Кремлёвского балета» и Донецкого государственного академического театра оперы и балета им. А.Б. Соловьяненко. Уже шли репетиции, и фрагменты, которые Петров успел показать артистам, свидетельствовали о том, что рождается совершенно особенный по масштабу, значимости и силе воздействия на зрителей спектакль.

А.Б. Петров был профессором кафедры хореографии и балетоведения Московской государственной академии хореографии, секретарём Союза театральных деятелей России, председателем комиссии по хореографии СТД России. Являлся председателем и членом жюри престижных балетных конкурсов и фестивалей.

Награждён орденами «За заслуги перед Отечеством» IV и III степеней, орденом Почёта, орденом Дружбы, Почётными грамотами Президента Российской Федерации и Правительства РФ, орденом «Святого Благоверного князя Даниила Московского» Русской Православной церкви, венгерской медалью «За заслуги в культуре». Лауреат премии Москвы «За сохранение и развитие классической хореографии», лауреат Государственной премии Республики Башкортостан имени Салавата Юлаева и премии журнала «Балет» «Душа танца» в номинации «Рыцарь танца».

Мы бесконечно скорбим об уходе Андрея Борисовича Петрова. Настоящего большого художника, воспитавшего несколько поколений талантливых артистов, замечательного человека, который был внимателен к каждому, с кем работал, и в целом относился к людям доброжелательно и с огромным уважением. Нам остались созданные им балеты, и теперь только так, соприкасаясь с ними, каждый из нас сможет заново общаться с Мастером.

Вечная память!

Пресс-служба Государственного Кремлёвского Дворца