Найти тему

Татьяна Лескова: как правнучка великого писателя зарождала балет в Бразилии

Оглавление

Как неописуемы и непонятны бывают порой повороты судьбы! Кажется, что удача повернулась к тебе спиной, но потом все вдруг оборачивается успехом. Сегодня мы хотим рассказать вам о девушке, чья судьба была полна таких поворотов.

Татьяна Лескова была дочерью русских эмигрантов, осевших в Париже и пытающихся выжить. Случайно отданная в балет, она сделала его своей профессией и смогла перейти из роли наемной танцовщицы во владелицы собственной легендарной студии, стоящей у истоков балетной культуры в Южной Америке. О том, как ей это удалось и почему у нее такая знакомая фамилия, читайте в нашей статье.

-2

Татьяна Юрьевна Лескова родилась 6 декабря 1922-ого года и стала единственным прямым потомком великого писателя. Ее отец Юрий Лесков был внуком автора историй о Левше и очарованном страннике, а мать Елена происходила из старинного аристократического рода баронов Медем. Они поженились весной 1917-ого, еще не зная, какие трагические и тяжелые для всей страны события ждут их впереди. В тот момент Юрий был начинающим дипломатом, а его жена только выпустилась из гимназии. Грянувшая революция ломает все их планы и рушит мечты о будущем, молодой семье приходится спешно эмигрировать. Лесковы проедут через несколько стран, в какой-то момент даже попытаются вернуться в Россию, но направлявшийся в Мурманск ледокол, не дойдя до цели, повернет назад в Осло. К 1922-ому они решают осесть в Париже. Здесь и появилась на свет маленькая Татьяна.

Татьяна Лескова в возрасте 14 лет в балетной студии Егоровой
Татьяна Лескова в возрасте 14 лет в балетной студии Егоровой

Несмотря на трудность эмигрантских будней, эти люди старались сохранять свои обычаи и поддерживать знакомства. Так, бабушка Татьяны была фрейлиной при дворе императрицы Марии Федоровны, а дед - адъютантом у императора Александра III. Они-то и задействовали старые связи в надежде найти девочке покровительство - ее крестной стала сама вдовствующая императрица (она не могла присутствовать сама, но послала уполномоченного представителя, о чем сохранилась бумага).

Однако высокие связи все же не спасли семью от финансовых трудностей. Потеряв работу в посольстве, ее отец, знавший несколько языков, пытался подрабатывать переводами или экскурсиями, а мать устроилась манекенщицей к известной создательнице одежды Эльзе Скиапарелли.

Мать Татьяны, Елена Медем, работала манекенщицей у Эльзы Скиапарелли
Мать Татьяны, Елена Медем, работала манекенщицей у Эльзы Скиапарелли

Татьяна росла слабым и болезненным ребенком - сказывались скудное питание и конфликты разошедшихся вскоре родителей. Заботу о девочке взяла на себя бабушка. Она же вместе с отцом-балетоманом решила отдать Таню в балет. И это решение стало для нее судьбоносным.

Балерина

Русский балет был тогда на пике моды. Всего пару лет как отгремели "Русские сезоны" Дягилева, пользовавшиеся в Европе огромной популярностью. Его звезды разошлись по свету, открывали собственные студии и ставили свои премьеры. Одной из таких звезд - балерине Любови Егоровой - и показали десятилетнюю Таню. Ребенок ей понравился, она видела талант и перспективы, но сама с детьми не занималась и порекомендовала своего коллегу. Однако уже через несколько лет Татьяна вернусь к Егоровой и продолжила учебу в ее классе.

-5

В 1939-ом году в возрасте 16 лет Татьяна Лескова заключила свой первый танцевальный контракт - она едет в Лондон вместе с труппой полковника де Базиля "Русский балет Монте-Карло". В это время она знакомится с главными деятелями балета того времени - Леонидом Мясиным, Михаилом Фокиным, в Нью-Йорке работает с Джорджем Баланчиным.

Татьяна Лескова в роли Коломбины, балет "Карнавал"
Татьяна Лескова в роли Коломбины, балет "Карнавал"

Звезда юного дарования только начинает разгораться, как все ломает начавшаяся Вторая мировая война. Труппа спешно уезжает из охваченной боевыми действиями Европы, актеры скитаются по миру, репетируя и ставя сцены прямо на палубе качающегося корабля. Австралия, Канада, США - но во время одной из остановок на Кубе часть труппы устраивает забастовку и отказывается выступать. Ситуация безвыходная: чтобы продолжать гастроли не хватает кордебалета, вернуться на родину нельзя из-за нехватки денег и отсутствия виз, а средства подходят к концу. Танцовщики полгода прожили на острове практически без зарплаты, выступая где и как могли самостоятельно.

Татьяна Лескова на гастролях в Южной Америке. Рио-де-Жанейро, 1942 год
Татьяна Лескова на гастролях в Южной Америке. Рио-де-Жанейро, 1942 год

После одного из таких выступлений Татьяне и ее подруге предложили работу в казино "Копакобана" с оплатой в несколько раз выше, чем они получали на гастролях. Выбор был сложным: с одной стороны, состоять в балетной труппе именитого хореографа престижнее и полезнее для карьеры и саморазвития, чем танцевать в клубе, но с другой, для жизни в незнакомой и далекой стране нужны деньги. Две молодые девушки - им чуть за двадцать - пытаются совместить и просят импресарио дать им отпуск на 4 месяца, получают отказ и принимают решение уйти из труппы.

Гонорара от выступлений в казино хватило, чтобы начать новую жизнь: подруга открывает балетную школу, а Лескова смогла наконец вывезти из Франции любимую бабушку. Вскоре однако подруга выходит замуж за австралийца и переезжает, оставляя школу и заботы о ней Татьяне. Так Лескова оказывается в Бразилии.

Истоки танца

Татьяна Лескова в балете "Спящая красавица". Сцена свадьбы Авроры
Татьяна Лескова в балете "Спящая красавица". Сцена свадьбы Авроры

В 1950-ом Татьяну Лескову приглашают стать примой и художественным руководителем Муниципального театра Рио-де-Жанейро. Она собирает труппу, приглашает туда многих своих бывших коллег, но набирает и местных танцоров, ставит с ними классические танцы. Можно сказать, что на базе этого городского театра Татьяна создала бразильский балет в том виде, в котором он существует до сих пор: десятки танцовщиков окончили ее хореографическую академию.

Татьяна Лескова и Рудольф Нуреев
Татьяна Лескова и Рудольф Нуреев

Одним из приглашенных старых знакомых был Леонид Мясин, которому Татьяна предлагает поставить какой-либо из его старых балетов. Но беда в том, что Мясин не записывал движений, ища новую балетную форму, он придумывал движения и па на ходу, надеясь, что танцоры заучат их памятью тела. Так и случилось. Татьяна, танцевавшая "Предзнаменование", один из балетов Мясина, в 1930-ые, 20 лет спустя смогла по памяти воссоздать его движения. Этот уникальный дар сделал ее потом признанным специалистом по восстановлению балетов Мясина.

Лескова и Россия

-10

Тосковала ли Татьяна по родине? Разумеется, она всегда хотела побывать в России, на родине ее предков, но все никак не получалось: советское государство не давало ей визу. Однажды на одном из международных конкурсов она встретилась с примой Большого театра Ольгой Лепешинской. Та опознала в Лесковой русскую по кольцу со знакомыми буквами. Они разговорились (Татьяна с детства, хоть и родилась во Франции, хорошо говорила по-русски) и Ольга пообещала сделать всё, чтобы правнучка Лескова попала на землю великого родственника.

Впервые Татьяна Лескова приехала в Россию в 1985-ом году. Тогда еще любые контакты с иностранцами были осложнены, а к каждому приезжающему приставлялся сотрудник "Интуриста", не отходивший ни на шаг. Отсюда мы и знаем маршрут балерины: она побыла в Петербурге, походила по улицам, где гулял ее прадед и даже нашла его дом. Потом поехала на поезде в Орел - на малую родину предка-писателя. Вот как описывает ее впечатления биограф Лесковой:

"Она не могла оторвать глаз от огромных полей с пшеницей, через которые бесконечно ехал и ехал поезд. Татьяна отправилась в путь, чтобы найти ту часть себя, с которой расстались её предки. Наконец она в Орле, время бежало быстро, на визит ей были даны сутки, и спать она легла прямо в музее [Доме-музее Н. С. Лескова], на одноместном красном бархатном диване".
Татьяна Лескова (по центру), слева - Н. Г. Щеглова, сотрудница газеты, справа - М. Д. Днепрова, переводчица "Интуриста", 1985
Татьяна Лескова (по центру), слева - Н. Г. Щеглова, сотрудница газеты, справа - М. Д. Днепрова, переводчица "Интуриста", 1985

С тех пор Лескова подружилась с музеем, стала поддерживать его финансово, передала часть вещей отца и деда и даже завещала музею свою коллекцию.

Татьяна Лескова жива и сегодня. В 2022-ом году ей исполнилось сто лет. Она живет в Бразилии, но на вопрос, какова же ее национальность, отвечает: "...я не знаю. Я родилась в семье русских из Петербурга – но в Париже. Вот уже больше 70 лет я живу в Бразилии – но я никакая не бразильянка. Так что я просто балерина..."

Визитная карточка Лесковой на выставке, посвященной ее жизни
Визитная карточка Лесковой на выставке, посвященной ее жизни

"Просто балерина" застала русский балет в изгнании, но и на пике его развития, училась у лучших и смогла сохранить то главное и ценное, за что этот вид искусства так ценится в мире. Лескова не просто сама была балериной, но и обучила этому сотни других юношей и девушек, фактически создав эту отрасль искусства в экзотической Бразилии. За весомый вклад в развитие балета и танцевального искусства Татьяна Лескова была награждена медалью Министерства иностранных дел Бразилии, а известная бразильская газета напечатала ее портрет на первой полосе.

Татьяна Лескова сейчас
Татьяна Лескова сейчас

Татьяна Лескова становится известной и в России. В 2023-ем году в Библиотеке иностранной литературы прошла выставка, посвященная балерине (оттуда взяты часть кадров в этой статье), планируется снять фильм о ее судьбе.

Татьяне Лесковой посвящено несколько книг о балете
Татьяне Лесковой посвящено несколько книг о балете

А судьба у Лесковой действительно необычная и очень мотивирующая. Надеемся, вам понравился рассказ о правнучке Лескова, ставшей балериной.

Ставьте лайк и подписывайтесь на канал - здесь мы рассказываем и о других детях гениев литературы.

-15

Читайте также: