РИАМО - 24 апр. На третий день Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ», который прошел в Москве на прошлой неделе, основной темой стал вопрос о том, как избежать ошибок и сохранить право на конкуренцию.
Внешние факторы оказывают влияние на изменение системы государственных и корпоративных закупок. Однако конкуренция, открытость для поставщиков, прозрачность процедур и защита интересов добросовестных участников остаются ключевыми принципами. Требования к ним одинаковы для 44-ФЗ и 223-ФЗ. Усиление роли государства в закупках связано со введением санкций и повышенными требованиями к научно-промышленной мобилизации. Новые условия требуют дополнительных разъяснений от ФАС России.
Доля контрактов с единственным поставщиком в России увеличилась с 17% до 23% за 8 месяцев 2020 года. ФАС обратил внимание на эту проблему и сообщил о том, что 46-ФЗ предусматривает право правительства РФ и субъектов РФ устанавливать случаи и порядок осуществления закупок у единственного поставщика. Этот механизм поддержки был продлен на 2023 год вместе с правом на изменение существенных условий контракта под воздействием санкций.
Начальник управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Ольга Горбачева отметила, значительный объем закупок в России стал неконкурентным. Существенно выросло количество обращений и внеплановых проверок в части закупок у единственного поставщика.
Правоохранительные органы зачастую привлекают ФАС в качестве эксперта для правовой оценки. Стоит помнить, что со стороны контролирующих органов вопросов всегда меньше именно к тому заказчику, который выбрал конкурентную процедуру.
Начальник Управления контроля в сфере закупок Главного контрольного управления Москвы Степан Цуканов сообщил, что на закупки, которые проводятся по стандартизированным документам, нет обоснованных жалоб. Как только у столицы стали появляться формы типовых документов, обязательные для использования, нарушений стало значительно меньше.
«Использование типового комплекта к предмету закупки является обязательным для заказчика. Он попросту не может сформировать документацию, не используя этот комплект. Если же в типовом комплекте заказчику чего-либо не хватает, – то для таких случаев предусмотрены механизмы внесения изменений в типовой комплект. Принимаются аргументированные предложения», - отметил он.
Также на Форуме отметили, что еще одной признанной проблема - непрозрачность корпоративного 223-ФЗ, которая затрудняет антимонопольный контроль.