Найти тему
Учительская

Когда-то я сюда вернусь

Лицей информационных технологий – школа №1533 «ЛИТ» – открылся в 1991 году на базе Учебно-производственного центра вычислительной техники. Здесь берегут традиции, учат не только школьным предметам, но и IT, экономике, медиа, дизайну… Среди лицеистов есть спортсмены, танцоры, поэты, музыканты и художники. Учителям ЛИТ важно, чтобы дети не только хорошо учились, но и были счастливы: получали и применяли новые знания, дружили, творили, мечтали…

Проектная деятельность ведется в ЛИТ уже более тридцати лет. Руководит этой работой Александр Владимирович Гиглавый, заместитель директора, один из создателей и первых преподавателей лицея. Несколько лет назад Александр Владимирович писал в «Учительской газете-Москва» о развитии в ЛИТ цифровой образовательной среды (№11 от 16 марта 2021 года). Каждый год лицеисты представляют свои проекты на различных конкурсах, побеждают, понимают, что хотят делать дальше.

Творческая работа над проектами помогает детям развиваться и определяться с интересами, взаимодействовать с педагогами и друг с другом, меняться самим и каждый день менять мир к лучшему. Как это происходит? Всегда с удовольствием расскажут лицеисты, выпускники, учителя.

– ЛИТ я окончил почти два года назад, – говорит Алекс Вуйович, выпускник ЛИТ, студент МФТИ. – Это действительно уникальное место. Я считаю, что мне очень повезло учиться именно здесь. Даже не учиться, а жить, потому что ЛИТ – это маленькая жизнь, прожив которую ты абсолютно готов к тому, что ждет тебя в будущем. А готов ты, потому что за время жизни в ЛИТ тебя окружали невероятные люди, которые стали настоящими друзьями и которые показали, с какими людьми ты хочешь иметь дело в будущем. Ты готов, потому что, если тебе интересны информационные технологии, в ЛИТ настолько разожгут твой интерес к ним, что ты захочешь заниматься ими всю жизнь и пытаться с помощью них менять мир в лучшую сторону. И наконец, ты готов, потому что ЛИТ – это про людей, любовь к жизни и про желание жить так, чтобы было что вспомнить. ЛИТ – это стиль жизни!

-2

То, что сейчас стало повсеместным трендом, – проектная деятельность – в ЛИТ было с самого начала. Опыт накоплен колоссальный, особенность проектной работы в ЛИТ еще и в том, что ведут ее не только преподаватели, но и выпускники, нашедшие себя в разных сферах IT-индустрии.

– В ЛИТ я начала работать десять лет назад, – вспоминает Анна Олеговна Терехина, преподаватель программирования, кандидат технических наук. – Перешла сюда из вуза и была удивлена, что проектные работы старшеклассников сделаны на уровне хороших дипломов бакалавров. У нас даже случился казус: десятиклассникам, после того как они выложили свой проект на сервисе GitHub, предложили высокооплачиваемую работу в IT-компании, а когда они сказали, что еще учатся в школе, извинились и просили напомнить о себе курсе на третьем! Проекты защищаются в конце десятого класса, а в одиннадцатом ребята выступают со своими работами. Не было года, когда мы не могли бы похвастаться призерами и победителями на разных конференциях. Случается и такое, что по результатам работы выходят научные статьи.

Мы стараемся не терять из вида своих учеников, радуемся их успехам и достижениям. Выпускники разных лет часто приходят к нам на уроки и рассказывают о своей работе, компаниях, в которых трудятся, дают советы, рассказывают о своих лицейских и университетских временах. Так не прерывается связь поколений, что вселяет в нас уверенность в будущем. Умение и навыки проектной работы – полезный навык, который получает каждый выпускник ЛИТ.

– Главное, что дает нам ЛИТ, – знания и возможность быть собой, – считает Александр Левченков, ученик 11‑го класса. – Если тебе интересно, то с тобой интересно многим, ты всегда чувствуешь поддержку. Поскольку я не только программист, а еще и робототехник, я консультировался у учителя физики Олега Юрьевича Ицковича, решал с ним олимпиадные задачи. Также у него в кабинете есть мини-библиотека, книги из которой я периодически беру читать и решать задачи. Николай Константинович Завриев и Анна Олеговна Терехина консультировали меня с моим выпускным проектом. С этим проектом я победил на нескольких конкурсах – «Ученые будущего», «Юниор», «Большие вызовы», «Шаг в будущее» – и планирую побеждать дальше. Эти соревнования дали мне возможность поступать без экзаменов в МИФИ и МГТУ. Я планирую участвовать в заключительном этапе конкурсов «Большие вызовы» и «Старт в науку» от МФТИ и поступить в этот вуз. А после его окончания я хотел бы стать учителем робототехники в ЛИТ, чтобы открыть робототехническое направление в лицее и дать еще больше возможностей для выбора будущим лицеистам!

– Восьмой класс для ребят в ЛИТ – это как раз время первого важного выбора, – отмечает их классный руководитель Анна Александровна Сеньковская. – Ребята выбирают одно из направлений (программирование, экономика, компьютерная графика), по которому и будут прокладывать свой образовательный маршрут далее. С одной стороны, это выбор, который вряд ли можно назвать определяющим в жизни. Направление можно поменять при желании или же просто понять, что это не совсем твое, и дальше искать себя в чем-то другом. Но, с другой стороны, во взрослой жизни ребятам предстоит принимать решение и куда серьезнее, а выбор направления – это как важный переходный момент между решениями разных рангов. Это серьезнее, чем выбор гарнира на ужин, но еще не так ответственно, как выбор профессии или спутника жизни.

-4

Лицеисты растут, учатся делать выбор, создают свои проекты, взрослеют. В лицее у них есть возможность проявить самостоятельность и при необходимости получить поддержку. Здесь умеют ценить активных и дают шанс робким, ценят уникальность и подчеркивают важность партнерства. То, что среди преподавателей лицея есть наши выпускники, доказывает, что лицейская атмосфера важна и для тех, кто здесь учится, и для тех, кто учит.

Елена ВЫШИНСКАЯ, специалист по медиакоммуникациям школы №1533 «ЛИТ»

Читайте материал в сетевом издании «Учительская газета».