Найти тему
Гид по Риму Светлана Синица

"Мертвый Христос" Караччи

Я уже писала о картине "Мертвый Христос" Андрея Мантенья и статья вызвала горячий отклик и споры среди читателей.

Теперь представляю вам еще одно необычное изображение Иисуса Христа.

«Мертвый Христос», Аннибале Карраччи 1583г. Холст, масло. Штутгартская государственная галерея

«Мертвый Христос», Аннибале Карраччи 1583г. Холст, масло. Штутгартская государственная галерея
«Мертвый Христос», Аннибале Карраччи 1583г. Холст, масло. Штутгартская государственная галерея

Примерно сто лет спустя соотечественник Мантеньи Аннибале Карраччи соревнуясь со своим предшественником, написал картину "Мертвый Христос с орудиями страстей", намереваясь продемонстрировать не менее высокий уровень владения художественным ремеслом.

Если и у Мантеньи тело Христа уже находится в стадии разложения, то у Карраччи складывается впечатление, что тело Иисуса только что было снято с креста. Его многочисленные раны еще не закрылись, из них течет кровь. Лицо Иисуса у Карраччи не столь безупречно красиво, как у Иисуса Мантеньи, скорее, это лицо обычного человека, искаженное смертной мукой. И любопытно, что в картине отсутствует нимб над головой Иисуса.

 Мертвый Христос у Карраччи лежит на плащанице в окружении орудий Страстей Господних, которые размещены по обе стороны от тела. Слева - клещи и два гвоздя, а справа – терновый венок. 

Есть и существенные отличия. Карраччи отказался от изображения скорбящих и несколько сместил тело Христа с многочисленными ранами вбок, чтобы более реалистично представить торс фигуры и занять всю область холста. На переднем плане художник поместил орудия Страстей, которые подчёркивают тяжесть страданий Христа.  

Известно, что "Мертвый Христос" был одной из самых ранних работ Карраччи. Считается, что молодой Аннибале Каррачи решил бросить вызов шедевру Мантеньи (или просто был под впечатлением от такого изображения перспективы) и доказать, что он может написать картину не хуже, чем Мантенья. 

В начале 1580-х годов Карраччи путешествовал по Италии, и побывав в Мантуе увидел там "Мертвого Христа" Мантеньи.

Андреа Мантенья. Мертвый Христос. 1480-е гг.
Андреа Мантенья. Мертвый Христос. 1480-е гг.

Связь двух картин всегда представляется очевидной. Хотя с начала XVI века художников стала больше привлекать именно земная, человеческая сторона личности Иисуса. Поэтому, только наличие гвоздей и тернового венца говорит нам о том, что это Спаситель, а не обычный преступник.

Неизвестный болонский художник 17 в. Братья Аннибале, Лодовико и Агостино Карраччи
Неизвестный болонский художник 17 в. Братья Аннибале, Лодовико и Агостино Карраччи

А вам какое изображение нравится больше?

Ставьте лайк, если Вам понравилось и я расскажу о других интересных произведениях искусства и историях

.Если Вам интересны рассказы о Риме и о жизни людей в Италии ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой канал.

Истории о знаменитых итальянцах и интересные места Италии на моем канале YouTube.

#живопись #история #художники