Царь обратился к Александру I, члену семьи, с просьбой удочерить прелестную девушку. Разумеется, ее родители были рядом, но в чрезвычайных обстоятельствах правилами можно было пренебречь. Прусский двор был бы искренне признателен, если бы российский монарх взял это на себя. 1824 год был годом, когда судьба князя висела на волоске, и все зависело от благосклонности Романовых.
Восторг Европы по поводу поражения Наполеона был отмечен вихрем вальса. Венский конгресс, встречу монархов континента, в шутку называли «танцами». Именно в этих бальных залах часто решалась политика континента! Заключались сделки и создавались союзы. А привлекательные дамы, мило улыбаясь, собирали сведения. Привлекательная княгиня Екатерина Багратион, прозванная «русской Андромедой», работала на царя Александра I. Герцогиня де Саган — на новое французское правительство и своего возлюбленного Талейрана.
Среди всего этого гламура Элиза Радзивилл, нежная 12-летняя принцесса, дочь князя и правителя великого княжества Познань, и Вильгельм, второй сын прусского короля, которому в то время было 16 лет, впервые заметили друг друга. Совсем дети! Трудно было представить, что они могли искренне полюбить друг друга. Но они хранили это воспоминание до конца своих дней. И поклялись друг другу, что свяжут себя узами брака. Что может остановить двух молодых людей из знаменитых семей?
Молодая женщина происходила из почтенной, давно сложившейся семьи, ведь Радзивиллы впервые получили княжеский статус в 1518 году! Они владели огромными участками земли и были связаны узами брака с различными королевскими домами… Однако Уильям занимал еще более высокое положение, чем Элиза. Его отец был известен как король Пруссии. Ее мать принадлежала к дому Мекленбург-Стрелиц, ее сестрой была королева Англии Шарлотта. А его сестра была обручена с великим князем Николаем Павловичем (будущим императором Николаем I). Эти обстоятельства стали непреодолимым препятствием для их любви.
Юношеский пыл пары не воспринимался всерьез, когда они были еще молоды. Тогда в 1821 году они пришли сделать реверанс перед королем Пруссии, сказав: «Позвольте нам быть счастливыми!» Фредерик Вильгельм III не возражал, но правила все же существовали. Элиза Радзивилл была признана недостойной быть супругой кронпринца. Вильгельм не был старшим сыном, а у его старшего брата не было детей, что означало, что в конечном итоге корона перешла бы к нему. Он выбрал женщину более низкого ранга, чем он сам.
Элизе нужен был способ обойти строгие правила, и единственным решением было «удочерение» во влиятельную семью. К счастью, ее родители, принц и принцесса, были живы и здоровы, и они хотели для своей дочери самого лучшего. Считается, что именно мать Элизы, которая родилась в прусской королевской семье, предложила идею обращения к российскому императору — их родственнику.
В то время, когда Александр Первый был царем, ясли, которые он занимал, были вакантны. Две его дочери скончались в младенчестве, и были некоторые сомнения относительно их происхождения, как я уже упоминал. Поэтому прусский монарх отправился в Санкт-Петербург, чтобы сделать предложение Александру Первому. Петербург, чтобы сделать Александру предложение удочерить Элизу Радзивилл. После этого Вильгельм, обрадованный и благодарный, поскорее бы женился на красавице! Романовы были бы просто очарованы этой дамой: она была восхитительна, привлекательна, музыкально талантлива, владела четырьмя языками и любила живопись. Кроме того, Радзивилл славилась своим безупречным поведением (чего нельзя сказать о некоторых великих княгинях).
Правитель, у которого было время поразмыслить, сказал: «Нет». Элиза Радзивилл не стала его дочерью. Это произошло потому, что у Александра не было детей, и он знал, что после его смерти трон перейдет к его брату Константину, а если у того не будет потомства, то к другому брату, Николаю. Царь понимал, что если он вдруг удочерит Элизу, это может внести путаницу в упорядоченную линию престолонаследия, даже если она выйдет замуж за Вильгельма Прусского. Зачем создавать ненужные осложнения?
Отчаявшийся монарх предпринял новую попытку подбодрить сына. Он отправился к родственникам в Пруссию и почти преуспел в своей попытке, однако требовательные юристы его собственного царского двора неодобрительно покачали головой. Усыновление не решило бы проблему. Элизу Радзивилл все равно сочли бы «неподходящей». Его высочеству, принцу Вильгельму, пришлось оставить все свои мечты сделать ее своей женой.
22 июня 1826 года отец наследника престола велел ему открыться девушке. Дрожащей рукой он написал письмо Августе Саксен-Веймар-Эйзенахской, которую почти не знал, чтобы попросить ее руки. Мечтам Элизы не было предела. У Вильгельма и Августы родилось двое детей, но их союз был несчастливым. Элиза Радзивилл, которую Александр I отказался принять как дочь, приняла решение выйти замуж за принца Шварценберга в 1829 году, хотя через год помолвка была расторгнута. Элиза не забыла свою любовь.
Через год врачи обнаружили у девушки признаки болезни. Ее семья решила отправить Элизу «на воды», однако эта затея не принесла никаких результатов. В 1834 году предыдущая невеста наследника Пруссии скончалась. Тем не менее, первая страсть Вильгельма, ставшего впоследствии королем Пруссии и германским императором, осталась в его духе навечно. Маленький карандашный рисунок Элизы Радзивилл всегда находился на рабочем столе этого мрачного, сурового человека до последнего дня его жизни.