Давай разведёмся!
Вряд ли, заключая брак по любви, хоть один человек будет рад услышать эту сухую фразу, полную усталости и разочарования. Проститься с близким человеком нелегко, ещё сложнее заговорить о разводе с сами собой, с психоаналитиком, друзьями. А уж снять хорошее и трогательное кино... всё чаще понимаю, что лучше наших советских режиссёров никто не сможет изобразить трагедию без фильтров, спецэффектов и мировых знаменитостей в главных ролях.
Сегодня речь поведём о картине Наума Бирмана, которая так и не достигла вершин кинопроката, славы «Кавказской пленницы» и премии Оскар. Но кто сказал, что история о мальчике, который каждое воскресенье сидит у окна в ожидании родителя, не достойна внимания? Причин посмотреть добрый фильм позднесоветского периода немало и почти все эти причины в моей статье.
№1. Песня Николая Караченцова
И с кого теперь нам спрашивать,
Спрашивать, спрашивать,
Почему мы счастья нашего
не сберегли?
Насколько просты эти строчки, настолько же сложно ответить на вопрос: почему же не получилось? Что я сделал не так? Эта навязчивая мысль не отпускает ни одного персонажа и остается со зрителем вплоть до финальных титров. При этом сама музыкальная композиция нежная, добрая и ненавязчивая. Возможно, вам даже захочется оставить её в своём плейлисте.
№2. Особенный ребёнок
Довольно часто экранные дети выполняют лишь номинальную функцию во "взрослом" кинематографе: произносят несколько реплик, показывают посредственную актёрскую игру и быстро исчезают из повествования. Да и к чему режиссёру усложнять себе задачу, ждать талантливого ребёнка на роль, которая имеет лишь косвенное отношение к основному конфликту двух взрослых людей. Вряд ли кто-то вспомнит дочку главного героя из кинокартины Романа Балаяна «Полёты во сне и наяву». Природное обаяние Робина Уильямса, а вовсе не его экранные чада составляют основу фильма «Миссис Даутфайр».
Зрители ожидают увидеть сложных и состоявшихся персонажей на большом экране, а режиссёры идут на встречу. Но, если подумать, какое развитие ждёт киноискусство, если мастера перестанут искать что-то новое?
«Воскресный папа» — это попытка решить проблему методом инверсии: зайти не со стороны инициаторов развода, а с позиции пострадавшего. Главному герою около семи лет. Это вам не трудные подростки из фильмов «Курьер» и «Опасный возраст», а маленький человек, которого непростительно рано втянули в интриги и скандалы. Развод малоприятный процесс, однако даже он может принести в какой-то мере положительные результаты: главный герой взрослеет быстрее сверстников, в частности, становится опытнее и решительнее своего отца:
— Это я сам купил.
— Ничего не понимаю.
— Да чего тут непонятно. Я тебя угощаю.
— Ты меня угощаешь? Сам?
— Ну что ж... Давай попробуем.
Алешку в фильме исполняет Дима Гракин: и печаль, и азарт и счастье удаются мальчику лучше, чем подавляющему большинству юных актёров. Безусловно, на одной роли Дмитрию останавливаться не захотелось. Сейчас ему 46 лет и он продолжает работать в кино и театре, параллельно занимаясь собственным праздничным агентством. Однако, на мой взгляд, лучшая его роль случилась именно в фильме 1985 года, там была и детская непосредственность, и смекалка, и воодушевление. И это явно стоит просмотра.
№ 3. Страх и любовь на чаше весов
В действительности всё иначе, чем на самом деле. Об этом говорил ещё мой любимый Экзюпери, но как же трудно увидеть истину за пеленой обмана, ярости и страха. Да, страх движет человеком, непроизвольно меняя его лицо и реакции.
— А тебе что, Дим, что-то не нравится? Так ты скажи спасибо, что я каждое воскресенье вывожу его к тебе.
— Всё нравится, всё! Успокойся, нас нет!
— Чтоб в семь часов были без опоздания, ты понял?
— Понял!
И наблюдатель мгновенно приходит к выводу: какая всё-таки злая эта Мария Сергеева в исполнении Тамары Акуловой, каким несчастным был с ней отец Алёшки. Но не стоит забывать, что данный фильм повествует о реальной жизни, где нет положительных и отрицательных персонажей: есть чувства, есть обиды, которые мешают видеть главное. Зачем, спрашивается, во время каждой прогулки герой Юрия Дуванова Дмитрий звонит бывшей жене и молчит в трубку, а та и рада бежать к телефону, чтобы в который раз спросить:
— Алло? Алло, вас не слышно. Что же вы молчите? Алло?
Все наши бездумные поступки так или иначе сводятся к простым ответам. Маша боится потерять своих мальчиков, бывший муж не перенесёт разлуки с сыном, героиню Галины Польских беспокоит личная жизнь дочери и только маленький Алешка бесстрашно смотрит на эту жизнь. Его мир прост и понятен: есть любовь — есть семья. И это та вселенная, на которую имеет право каждый ребёнок.
№ 4. Узнать секреты манипуляции
Телефонные гудки, конечно, хороший способ привлечь внимание, но правила игры всегда устанавливает женщина. Иначе, воскресный папа приходил бы в любой день и час, не стесняясь встретить свекровь и отпустить какую-нибудь шутку. Манипуляции — то, что скрепляет сюжетные линии данного фильма и то, что принимается героями в качестве оружия.
Поведение взрослых умело считывает смышленый Алешка, который ради общего дела готов даже испортить новые штаны:
— Мама никогда не позволяла в мокром ходить.
— А где я тебе здесь смену найду?
— Не знаю... Ой, папа. А давай с мамой встретимся, а?
— А что? Это идея.
Жаль, что не все интриги ведут прямой дорогой к мечте маленького мальчика. Иногда сиюминутная злоба толкает его родителей на несусветные глупости. Так герой Юрия Дуванова делает предложение руки и сердца молодой воспитательнице, которую в эпизоде играет прекрасная Вера Глаголева.
— Значит, мы решили? Вернусь из отпуска и поженимся.
— Не знаю. Уж очень это неожиданно. И знакомы мы с тобой всего два месяца.
— Ну и что? Я вот с ней год до свадьбы встречался. Семь лет вместе прожили. А человека не узнал.
Стараясь навредить друг другу, уколоть и унизить, взрослые как-то забывают, что пущенные стрелы ранят в первую очередь Алешу. Так что просмотр фильма «Воскресный папа» — повод для каждого вспомнить о фатальных последствиях наших слов и действий.
№ 5. Выстраданный конец
Само название картины предполагает наличие ещё одного главного героя — отца Алёши. Вместе они представляют собой двух верных друзей, против которых вдруг ополчился весь белый свет. Выйдешь на улицу — обманут, заглянешь в родимый дом — не примут. И только героиня Нины Ургант тихо жалеет сына и внука, не возражая супругу, который явно хочет вмешаться в чужую жизнь.
— Нечего нам с тобой, отец, через переводчика разговаривать. Давай мириться.
— Ну нет. Пока не придёшь сюда с Машей, разговаривать не буду. Запомни. До гроба. И на похороны не пущу.
Угроза страшная, но куда страшнее наблюдать за тем, как жизнь несётся вперёд и меняется вне зависимости от разводов и скандалов. На горизонте то и дело появляются поклонники, так и норовят расшатать и без того поломанный семейный корабль, на котором своих родителей всё ещё ждёт Алешка. Надежда умирает последней...
— Ну если вас потянуло друг к другу, то пожалуйста... Господи, я буду только рада. Пожалуйста!
— Не потянуло...
— Ну не будь ты тогда дурочкой. Выходи ты замуж за Петра. А Диму мы отлучим от дома. Пока Алёшка маленький, он привыкнет к Петру.
И зритель уже не ждёт долгожданного воссоединения Димы и Маши, объятий свекрови или какого-то возмездия. Если нельзя спасти счастье, то спасите хотя бы маленького Алёшку от запретов на свидания с отцом. Ведь все мы помним, что препятствия в любви только усиливают её.
Ваш Алинчик Если любишь —подпишись, если смотришь — улыбнись!