В мартовской публикации «Лица Арктики» на GoArctic я уже рассказывал об отечественных исследователях и покорителях полярных широт до 1917 года, отраженных на почтовых марках, конвертах, карточках, открытках, штемпелях спецгашений, по которым (и это без преувеличения!) можно изучать историю освоения северных территорий нашей огромной страны. Сегодня речь пойдет о полярниках СССР и новой России вплоть до наших дней. Яркие фигуры многих из них стали знаковыми не только в отечественной арктической филателии, но и в многогранной истории страны в целом. Их имена годами, десятилетиями были у всех на слуху, стали символами покорения Арктики…
И снова — за полярный круг
…Первая мировая война, революция 1917 года и последовавшая за ней Гражданская война в России не только изменили ход истории, но и катастрофически отразились на исследованиях Арктики. Экспедиции на годы были практически прекращены или заморожены.
Но жизнь, тем не менее, продолжалась. И вскоре молодое советское государство вернулось к теме освоения Севера, оказавшейся жизненно важной для нашей страны. В 1920 году была основана Северная научно-промысловая экспедиция при Высшем Совете народного хозяйства. В 1925 году она преобразована в Институт по изучению Севера.
Конечно, многие полярные исследователи 20-х годов начинали свою деятельность еще до революции. Одним из них был Владимир Юльевич Визе (1886−1954). В молодости он принимал участие в экспедиции Георгия Седова 1912−1914 годов.
В 1921 году, поступив в Гидрографическое управление Военно-Морского Флота, Владимир Визе отправился на судне «Таймыр» в Карское море, где занимался океанологическими работами и принимал участие в строительстве первой советской гидрометеорологической обсерватории в проливе Маточкин Шар. С 1928 года стал сотрудником Института по изучению Севера и сразу же был назначен начальником экспедиции на ледоколе «Малыгин», направленном для спасения итальянской экспедиции Нобиля на дирижабле «Италия». В 1930 году Визе стал научным руководителем экспедиции на ледокольном пароходе «Георгий Седов» в Карском море. В 1932 и 1934 годах совершил плавание по трассе Северного морского пути на кораблях «Сибиряков» и «Литке».
Владимир Юльевич принимал самое активное участие в подготовке беспримерной экспедиции «папанинцев» на первой в мире дрейфующей станции «Северный полюс — 1». В общей сложности В.Ю. Визе участвовал в четырнадцати арктических экспедициях. Результаты их работы, а также ряд написанных ученым-полярником научных монографий составили целую эпоху в истории исследования Заполярья.
Кроме В.Ю. Визе на марках этой серии еще четверо не менее известных советских полярников — Р.Л. Самойлович, М.М. Сомов, П.А. Гордиенко и А.Ф. Трешников. Напомню о судьбе каждого из них.
Рудольф (Рувим) Лазаревич Самойлович (1881−1939) — первый руководитель Северной научно-промысловой экспедиции (1920−1925), директор Института по изучению Севера (1925−1930), начальник экспедиций — на ледоколе «Красин» по спасению потерпевшего в Арктике аварию итальянского дирижабля «Италия», совершавшего полёт к северному полюсу под командованием Умберто Нобиле (1928), ледоколах «Русанов» (1932), «Седов» (1934), «Садко» (1936 и 1937−1938), руководитель научной части экспедиции на дирижабле «Граф Цеппелин» (1931). О «цеппелиновской» экспедиции я уже подробно рассказывал ранее. В 1938 году Р.Я. Самойлович был необоснованно репрессирован, а 4 марта 1939 года — расстрелян. На долгие годы его имя было предано забвению. Полностью реабилитирован только в 1957 году.
Михаил Михайлович Сомов (1908−1973) — океанолог, Герой Советского Союза, работал в Арктике с 1938 года, руководитель отрядов экспедиций «Север» по исследованию с воздуха Центральной Арктики (1948−1949), начальник дрейфующей станции «Северный полюс — 2» (1950−1951), один из первооткрывателей подводного хребта Ломоносова в Северном Ледовитом океане. Работал заместителем директора Арктического научно-исследовательского института. Позднее занимался изучением Антарктики.
Ему посвящен целый ряд филателистических артефактов.
Павел Афанасьевич Гордиенко (1913−1982) — участник гидрологических экспедиций на полуостров Чукотка в 30-е годы, начальник полярной станции «Мыс Шмидта», почетный полярник. Один из четырех первых в мире полярников, которые в 1948 году ступили своими ногами на лед в географической точке с 90 градусами северной широты — на самом Северном полюсе. С 1941-го по 1982 год П.А. Гордиенко работал в Арктическом научно-исследовательском институте, участвовал в девяти высокоширотных воздушных экспедициях «Север», в 1955−1956 годах руководил дрейфом научно-исследовательской станции «Северный полюс — 4».
И наконец, последний из пяти полярников, запечатленных на марках блока Почты России 2000 года: Алексей Федорович Трешников (1914−1991) — академик, возглавлял многие полярные экспедиции, руководил дрейфующей станцией «Северный полюс — 3» (1954−1955), с 1960-го по 1991 год был директором Арктического и Антарктического научно-исследовательского института, с 1977 по 1991 год — президент Географического общества СССР, Герой Социалистического труда.
Мировые легенды — Ушаков и Шмидт
…Но вернемся в 20-е годы прошлого века. В 1926 году экспедиция под руководством молодого исследователя, будущего доктора географических наук Георгия Алексеевича Ушакова (1901−1963) отправилась на остров Врангеля. Её участники основали посёлок и полярную станцию, став первыми поселенцами на острове. Позднее Ушаков был в числе составителей первой карты архипелага Северная Земля. В 1934 году он был назначен уполномоченным правительственной комиссии по спасению экипажа и пассажиров парохода «Челюскин», затонувшего в Чукотском море. В 1935 году Г.А. Ушаков возглавил Первую Высокоширотную экспедицию Главсевморпути на ледокольном пароходе «Садко», установив мировой рекорд свободного плавания за Полярным кругом. Георгий Алексеевич завещал похоронить себя на подробно исследованной им Северной Земле. Его последняя воля была выполнена: урну с прахом выдающегося землепроходца и первооткрывателя доставили на остров Домашний и замуровали в бетонную пирамиду.
Одним из самых известных советских исследователей Арктики был математик, географ, будущий академик, главный редактор «Большой советской энциклопедии», Герой Советского Союза Отто Юльевич Шмидт (1891−1956). В 1929 и 1930 годах он возглавлял экспедиции на ледоколе «Георгий Седов» к Земле Франца-Иосифа. Преодолев более 3 000 км на собачьих упряжках, исследователи достигли Земли Франца-Иосифа. Вскоре там были оборудованы первые полярные станции и организовано авиасообщение.
Чтобы обеспечить народно-хозяйственное освоение Арктики, разведку полезных ископаемых и развитие судоходства, в 1932 году было создано Главное управление Северного морского пути (Главсевморпуть), которое возглавил Отто Шмидт. В 1932 году экспедиция на ледоколе «Сибиряков» под руководством Шмидта впервые сумела за один навигационный период перейти из Архангельска в Тихий океан. В 1933−1934 годах он руководил плаванием на пароходе «Челюскин» по Северному морскому пути, которое закончилось гибелью судна во льдах и знаменитой «челюскинской» эпопеей по спасению экипажа и пассажиров. В 1937 году Шмидт организовал создание первой дрейфующей станции «Северный полюс — 1».
Были времена, когда Отто Шмидт в Советском Союзе был не менее известным, чем Юрий Гагарин. Естественно, почта не могла обойти прославленного полярника своим вниманием.
***
Автор: Аркадий Романов, специально для GoArctic