Мир изменился (-яется) и никогда уже не будет прежним! Приходит совершенно иное будущее. Оно - вовсе не логическое продолжение того мира, в котором мы ещё недавно жили.
"Культуру текста" сменяет "Культура картинки". Смыслы заменяет Информация. Переизбыток информации приводит к её обесцениванию. Протезы интеллектуальной деятельности человека приводят к атрофии последних, а избыток ярких развлечений внимания переутомляют психику и превращают клиента в усталого глупого ребёнка.
На страницах моего бложика уже упоминался интересный социологический факт: примерно с 2016 дети потеряли стимул становиться взрослыми (копировать лучшее у родителей).
Конечно же, эти перемены не могут не отразится на мышлении человека.
****
Систематизируя типы мышления (о них мы говорили, обсуждая пределы познания), Сергей Переслегин и его соратники (особенно Владимир Никитин) особо выделили ремесленный тип мышления, назвав его "самым мощным".
... Ремесленное – это то, что работает с вещами по рецепту. И ориентируется на мастеров. Когда есть мастер, подмастерье и ученик. И передача происходит только от мастера к подмастерью. Через рецепт, через процедурные предписания.
– Где границы между мастером и подмастерьем?
– Это социальная граница, которая устанавливается за счёт экзамена, который называется «изготовление шедевра». Если ты изготовил шедевр, и комиссия мастеров его приняла, тебе присваивается квалификация мастера и право ставить личную печать на изделие.
Оформилось оно, наверняка, в эпоху "Высокого Средневековья". Вероятно, на стыке примативного мышления и схоластики. Хотя тут есть и другие соображения.
В общественной организации оно даёт институт ремесленных цехов и лож. На стыке с научным мышлением ремесленное породило промышленное производство и технологии. Вершиной ремесленного мышления Никитин называет архитектуру как синтетическое ремесло. И знает, что говорит, ибо и сам - архитектор. Мне показались интересными его мысли по этому поводу. (Взято отсюда)
Первая форма мыслимости, в которую я вошел – это понимание архитектуры как вещи, как ремесла.
Давайте представим совокупность практик, подходов – все, что в мире существует в спутанном виде одновременно (ни прошлого, ни будущего здесь нет). Первое, что мы отсюда вычерпываем – это вещи. И здесь способом создания вещей является рецепт. Реализуется это в ремесленной социальной действительности. Это работа с мастером.
В ремесле существовала иерархия: мастер-подмастерье-ученик. Также существовали ложи (центры обсуждений с интеллектуальной элитой смыслов и задач архитектурного творчества) и цеха (организация работ над заказами). Иногда автором Кельнского собора называют Альберта Великого, который в ложе изложил идею сооружения.
Вы знаете, что в Античной и средневековой культуре музыкантом считался тот, что мог рассуждать о музыкальных гармониях, а тот, кто умел играть на инструментах, именовался чем-то вроде «бессловесного скота, способного издавать звуки». То есть, было совершенно четкое разделение на тех, кто может мыслить об этом, и тех, кто это непосредственно реализует.
Стоит понимать, что вещный способ мышления присущ не только архитектуре. Например, создание поэтического произведения как интеллектуальной вещи – тоже отсюда. Это очень мощный способ и он базовый. И не даром Андрей Всеволодович относил его к обывательскому, хотя он имеет очень высокие проявления, а также очень укоренен в социуме....
Тут многих наших современников может возмутить третий абзац цитаты, принижающий тех, кто "не мог рассуждать о музыкальных гармониях, а только умел играть". Нужно учесть, что это были времена, когда философия не была простой служанкой политики, а реально взыскала истину. Это было время, когда Смыслы не просто ценились - мастера видели как они плавно (в процессе сотворчества) перетекают в вещи. Органичный, целостный процесс. Тот, кто в такой картине мира творит бессознательно - бесспорный инструмент в чьих-то руках...
Очень интересный вопрос, на познание ЧЕГО направлено ремесленное мышление... Но эту тему, как мне кажется, нельзя взять "в лоб".
Высшим проявлением ремесленного мышления (через преодоление) является искусство.
...Я, как бывший преподаватель академии художеств, могу сказать, что искусство – это преодоление ремесла. Если нет ремесла – выйти на уровень искусства невозможно! Поэтому – сначала получите ремесло, а потом, если свезёт, сделаете шедевр искусства.
*****
Вернёмся к настоящему (фазовый кризис).
Выживет ли в современных условиях ремесленное мышление? Не потеряет ли оно в лице человека своего носителя?
1. Ремесло работает по рецепту - здесь пока угрозы не чувствуется. Да, бесспорно уходят в прошлое подлинные отношения "мастер-ученик" (Вспоминаем про 2016 г. - в современных отношениях нет понимания важности авторитета, нет желания следовать, становится как...) Но рецепт сегодня вполне можно почерпнуть из того же ютуба. Повторить, как показано в ролике.
2. Передача происходит от мастера к подмастерью - а вот здесь уже появляются вопросы! Мастер - это не просто ходячий рецептурный справочник. Очень важно его состояние сознания: тот, как он воспринимает мир; то, как он взаимодействует со Смыслами. Эти, если можно так сказать, свойства помогли ему превзойти рецепт: увидеть идею и стать умелым проводником её в мир вещей.
Находясь в правильном состоянии ученика, можно, сонастроившись, ухватить состояние мастера, увидеть его глазами, пощупать его руками, ощутить его Сердцем...
Нет мастера - нет передачи. Но, опять же, благодаря качественно снятому материалу можно ухватить проблемки состояния мастера. Почти нереально, но такая возможность не исключается. Но это в том случае, когда есть ученик. А его может совсем не стать под деструктивными влияниями настоящего...
3. ...«изготовление шедевра». Если ты изготовил шедевр, и комиссия мастеров его приняла, тебе присваивается квалификация мастера. Если нет комиссии мастеров, то стать мастером можно, только самоназвавшись таковым. Как отличить очень талантливую поделку от шедевра? Здесь мы явно приходим в тупик. Мастером может объявить себя какой угодно выскочка, и здесь не кому будет поставить препону плодящейся пошлости.
На своём канале я выложил кучу талантливых передач из цикла Галерея о ремесле и искусстве. Талантливых, потому что в них можно почерпнуть не только рецепты. Да просто хотя бы удостовериться,что вот - совсем недавно существовали в нашем городе ремесленники очень высокого уровня и даже мастера, а значит мастерство в приницпе возможно, как и искусство.
Могу также порекомендовать канал Абонента Хорхе - он мастер в вопросах стендового моделизма.