Найти в Дзене
Сквозь призму лет

Об истории Приамурья, личностях, топонимах. Короткие заметки.

Дореволюционные источники информации так характеризуют село Благословенное – находится в долине левого берега р.Самары, в 3 верстах от ее устья, основано в 1871 г. корейцами, переселившимися из Южно-Уссурийского края в числе 103 семей и 431 души обоего пола. Фанзы построены одна от другой на расстоянии 200–300 шагов беспорядочно. Разводят крупный рогатый скот, свиней, кур. Сельхозработы производят на быках и лошадях. Обработка земли образцовая, поля засевают просом, овсом, гречихой, кукурузой, бобами, табаком и картофелем, коноплей (да, именно коноплей, т.к. знакомое по литературным произведениям выражение «веревка из пеньки», это ничто иное как веревка из конопли, была очень востребована в сельском хозяйстве и на флоте в силу особой прочности). Жители содержали почтовую станцию, вели торговлю с Хабаровкой. По данным на 1890 год в селе есть церковь во имя св.князя Александра Невского, школа, запасный магазин, домов и фанз 155, жителей более 1000 человек. К 1911 г. в селе 1949 жителей, есть церковь, действует школа Министерства народного просвещения и церковно-приходская. Законоучителями и заведующими священниками в этих школах были священник о.Александр Иоаннович Мраморнов, священник В. Пошивалов и Евгений Евгеньевич Певунов, учители: Александра Николаевна Громова, В. Ли, Л. Торопова, А. Литвинцев, Трофим Ходюк, Константин Игнатьевич Ким, Ан. Алек. Акимов, Мих. Афан. Ли, Лука Фомич Югай.

Газеты конца XIX в. были более щедры на описание села и вот что они сообщали:

В 1869 в Корее был страшный голод, корейцы искали приюта и получили его, в том числе в Амурской области. Село Благословенное находится при впадении в Амур речки Самары между поселками амурских казаков: от Самарского в 8 верстах, от Пузиновского в 13 верстах, в селе 164 двора и 1109 жителей. Село существует с 1871 года, когда по распоряжению бывшего генерал-губернатора Восточной Сибири из пожелавших вступить в русское подданство выходцев из Кореи около 500 душ поселены на вышеупомянутом месте в районе Амурского пешего казачьего полубатальона. На водворение корейцев было отпущено 12000 рублей. Казаки вместо своего учебного сбора занялись заготовкой бревен из строевого леса и построили поселенцам дома за самую низкую плату. Каждой семье на отпущенные деньги были куплены по одной корове, на год буды (крупа), одежда и белье, земледельческие орудия и 25 лошадей для запашек. В том же, 1871 году были заложены церковь и школа.

Те, кто родился в период переселения, выросли не видя и не зная иных порядков кроме русских и только старики придерживаются корейских обычаев. Все исповедуют православную веру, более-менее говорят по-русски, стригут волосы как русские и одеваются как русские.

Сохранив корейские способы выращивания культур, сеют вокруг своих домов буду (просо), пшеницу, ячмень, овес, кукурузу, картофель, горох фасоль, лук, чеснок, огурцы, тыкву, баклажаны, и т.п., ведя обработку земли почти огородную.

Пашут сохами, напоминающими китайские, посев производят в грядки, либо разбрасыванием семян, либо при помощи особой сеялки из тыквы. Поля пропалывают несколько раз за лето. Питаются в основном кашей и овощами, мясо едят редко, молоко, как и китайцы в пищу не употребляют, хотя, бывая у русских, пьют его охотно. Продукты своего труда сбывают в Хабаровске. Несколько человек из села служат приказчиками в лучших магазинах Хабаровска. Село имело своего выборного старшину, было подчинено Екатерино-Никольскому станичному волостному правлению и Командиру Амурского пешего казачьего полубатальона. В целом, о жизни, поведении и работе этих корейцев никогда дурных отзывов не было.

Большинство поселенцев хоть и приняли православие в 1871 году, но не все спешили с вступлением в российское подданство. Это обстоятельство вызывало некоторое недовольство в среде казаков и у чиновников, так как при поселении жителям Благословенного была объявлена военная льгота на 20 лет от отбывания воинской повинности, которую они не отбывали еще в долгом периоде времени, хотя срок миновал в 1891 году. Принятие подданства влекло за собой множество обязанностей и повинностей, например в виде оплаты податей. Вероятно, чтоб избежать этих повинностей процесс принятия подданства затягивался поселенцами Благословенного. Отсутствие подданства влияло на наделение корейского населения земельными участками – нет подданства, нет земли. Корейцы в свою очередь роптали, что коль земли нет, то и подданство принимать незачем. И хоть пользовались землею наравне с казаками, иные огороды приходилось устраивать между фанз.

Принятие православия расценивалось иностранцами, как принятие подданства. В метрических книгах часто встречаются записи о крещении младенцев типа: «Родители: Просвященный Святым Крещением Корейский подданный Тимофей Корелин и законная жена его Анна Александрова». Вот пожалуйста – семья. Выдворить мужа, жена с ребенком по православному обычаю должна следовать за ним, ибо и в горе, и в радости… Другая ситуация: крестьянин с. Благословенного Андриян Александрович Корелин выступает восприемником у младенца Вассы, мать которой японская подданная, нареченная при крещении Александрой. Такая ситуация складывалась повсеместно по всему Приамурью с выходцами и из Кореи, и из Китая.

Устав и запутавшись с переселенцами-иностранцами, кабинет министров Российской империи утвердил 22 ноября 1886 года решение, которым запрещалось впредь прибывающим корейским и китайским гражданам селиться на территории России в пограничных с Китаем и Кореей местностях. Но как же быть с теми, кто уже жил в пограничных районах? Решительных мер в отношении корейских поселенцев не предпринималось еще 10 лет. Когда в 1891 году истек срок льготы освобождения от повинностей, с поселенцами начали официальные переговоры, но только в 1894 году с горем пополам с них начали взыскивать по окладному листу Амурского губернатора по 229 рублей в год, что составляло около 1 рубля 40 копеек со двора.

Присяга жителями Благословенного на верноподданничество России и Государю Императору была принесена 14 ноября 1896 г.

Во время восстания ихэтуаней в 1900 году жители Благословенного не взяли в руки оружия. Они построили глинобитную стену вокруг села, высотой около двух метров. 300 жителей села, принявшие участие в строительстве небольшой Корейской стены, были удостоены бронзовых медалей за организацию и охрану села от нападения китайских банд. На документе красным карандашом помечено: участия в военных действиях не принимали. Список этих граждан на русском и корейском языке есть в госархиве нашей области. В списке традиционные фамилии: Ан, Пак, О, Ю, Сё, Тян, Хан, и другие. Подписан Список Федором Ли, Семеном Мун, Гариилом Цха, Варфоломеем Ли, Григорием Нам и другими, а по безграмотству их и личной их просьбе за них и за себя расписался Никита Ким.

Потомки жителей из этого списка Хан, Ом Николай Михайлович, Пак Екатерина, в советское время стали учителями.

К 1926 году на территории Екатерино-Никольского волостного правления кроме корейского села Благословенного было 30 заимок корейцев, то есть проживание по принципу русского села приходилось не всем по душе. Как сообщил Борис Котлерман в своей статье, опубликованной в Вестнике ДВ государственной современной гуманитарной академии в 2008 г., в 30-е г. прошлого столетия на базе корейской деревни Благословенное был создан Биробиджанский зерносовхоз, в 40-е гг. прежнее название было возвращено.