Найти тему
Вдох. Выдох

Кто и для чего придумал «Бессмертный полк»

Рассказывает директор «Бумаги» Кирилл Артёменко.

orbitalview.ru
orbitalview.ru

«9 мая 2015 года я не смог пересечь Невский проспект: дорогу мне перегородило шествие „Бессмертного полка“. На семидесятилетие Победы акция была действительно массовой. Вживую я тогда видел „Бессмертный полк“ впервые: мой любимый дед-фронтовик еще был жив, ему шел 91-й год, и на 9 Мая я всегда поздравлял его с главным праздником. Дед умер в 2021 году, а в феврале 2022 года я вздохнул с облегчением, что он не застал безумной войны, которую мы с вами переживаем сейчас.

tvspb.ru
tvspb.ru

Я никогда не видел такой огромной толпы, как 9 мая 2015 года. Это было до слез трогательно: ожившая память, поколения семей шли друг с другом рука об руку, несли выцветшие фотографии предков.

Это было жутко. Каждую минуту Невский проспект оглашался раскатистым „Ура-а-а!“. Но почему „ура“? Вы же несете портреты умерших близких.

В 2012 году Сергей Лапенков, бывший журналист томского ТВ-2, вместе с двумя товарищами основал „Бессмертный полк“ — они провели первое тихое, камерное шествие с портретами родственников в своем родном Томске.

Сергей существенно старше меня. Его родных-фронтовиков давно нет в живых. „Бессмертный полк“ стал для него очень личной историей, воплощением семейной памяти, — но годы спустя власти Российской Федерации сделали его детище официозной акцией.

Мы познакомились с Сергеем лично, когда он приехал в Петербург 5-6 лет назад. Говорили тогда не о „Бессмертном полке“, но коснулись этой темы, и существенную часть нашего разговора Сергей будто бы оправдывался за то, что происходит с движением, хотя мне ничего не нужно было объяснять. Мне и так было очень досадно за Сергея. Я поделился с ним жутким впечатлением от „Ура!“ на Невском. Сергей опустил глаза и сказал, что „Можем повторить“ — это самый ужасный лозунг, который он слышал в жизни. Кажется, в разговорах со всеми новыми знакомыми ему приходилось проговаривать очевидные истины.

В прошлом году „Бессмертному полку“ было десять лет. Вот, что было известно про акцию в Петербурге: „В этом году все участники "Бессмертного полка" должны будут пройти через металлоискатели и досмотр. Сотрудники полиции будет проверять не только содержимое сумок, но и содержание плакатов и баннеров. К колонне нельзя будет присоединиться по пути. Также "Бессмертный полк" будут сопровождать силовики. В мероприятии планируется задействовать около 5 тысяч сотрудников МВД и Росгвардии и 460 народных дружинников“.

22 апреля 2022 года создатели движения
опубликовали заявление — о том, что первоначальный смысл акции изменился, и они не могут больше ассоциировать себя с происходящим в колоннах на улице.

Как бы ни выглядел сейчас „Бессмертный полк“, я хотел бы, чтобы люди знали: его придумали честные сибиряки — Сергей Колотовкин, Сергей Лапенков и Игорь Дмитриев — как семейную акцию памяти.

Давайте представим, каким могло бы быть 9 Мая в другом мире, где нет войны?»