Еще один нестандартный театр Санкт-Петербурга находится в историческом центре - это Karlsson Haus. У него три площадки — на Фонтанке, на улице Ломоносова и на Фурштатской улице — которые объединяет камерная обстановка, яркая актерская игра, интересный антураж и необычный выбор литературных источников. Среди них сказки скандинавских авторов, в том числе и история того, кто дал театру имя, Вильгельм Гауф, Льюис Кэрролл, Чарльз Диккенс, народные сказания. В сочетании с декорациями и аутентичными кукольными героями это погружает в романтическую и в то же время тревожную атмосферу, интересную и детям, и взрослым. Это ни в коем случае не заменить чтением сказки на ночь.
Театр был основан в 2005 году коллективом кукольников и очень быстро приобрел популярность у петербуржцев. В его активе — премия "Золотая маска" за кукольный спектакль "Вероятно, чаепитие состоится", награды на зарубежных фестивалях, основание Международной лаборатории фигуративного театра. Постоянно работает студия для детей.
Первым адресом кукольного и фигуративного театра был флигель на набережной Фонтанки, где появился петербургский домик героя Астрид Линдгрен, и состоялась премьера спектакля "Мой Карлсон". Роль повзрослевшего Малыша в нем сыграл Борис Константинов, который в настоящее время является художественным руководителем Театра кукол Сергея Образцова. В антураже Karlsson Haus появилось много отличительных черт — это первый в Петербурге камерный театр, где зрителей усадили на подушки, а на одну из четырех сцен, на Фурштатской улице, можно пройти через окно, как бы это сделал сам Карлсон. В активе театра много интересных работ, в том числе соавторских, дипломы "Золотого софита", "Золотой маски", зарубежных фестивалей.
Но театр постоянно развивается и во взрослом направлении, этому поспособствовала его дружба с молодыми труппами индивидуалистов. Один из них - "Невидимый театр", независимый коллектив петербургских артистов-новаторов из различных театральных школ. Его постановки часто показывались на сцене Karlsson Haus на Фурштатской улице. Эта площадка была открыта на месте бывшей бани. Благодаря работе театрального художника Эмиля Капелюша она получилась экстравагантной и в то же время уютной и романтичной.
Весь интерьер маленького фойе стилизован под старину, буфет, литые столики, гардероб, занавешенный вместо штор или жалюзи металлическими трубочками, которые при соприкосновении издают музыкальные напевы. Оформители догадались совместить сказку и декаданс, и это получилось гармонично и непринужденно.
В холодное время года, когда в городе воцаряется полутьма, сюда особенно приятно прийти. С любовью труппы к северным сказкам с их уютными хуторами, суровой природой и такими же людскими характерами, в Питере легко найти родственные души.
Среди детского репертуара хочется отметить пьесу Анны Ивановой-Брашинской "Про честное слово" - трилогию по мотивам произведений русских писателей, рассказывающую о важности таких понятий, как честь, порядочность и верность себе, о тех сложностях, противоречиях и компромиссах, с которыми сталкиваешься, когда постигаешь такие вещи в совсем юном возрасте. В пьесу вошли рассказ Антона Чехова "Дома", сказка "Черная курица, или Подземные жители" Антония Погорельского и рассказ "Честное слово" Леонида Пантелеева.
Постановка впечатляет визуальной составляющей и богатым музыкальным фоном. С помощью всего нескольких кукол — одна из них играет всех трех главных героев, - и магической игры с реквизитом постановщик и актеры превратили сцену в территорию настоящей романтической сказки. Одна и та же площадка молниеносно трансформируется в семейный дом, в сверкающий дворец и цветущий сад выдуманного царя, в казенное жилище одинокого мальчика-школяра, в роскошные подземные чертоги, в осенний парк на Васильевском острове. С другой стороны, спектакль поднимает серьезные и глубокие проблемы нравственного толка, на которых взрослые люди зачастую стремятся не акцентировать внимания, или же вообще не замечают их в калейдоскопе будничной суеты.
В настоящее время театру уже исполнилось 17 лет, и сейчас на его подмостках можно увидеть такие пьесы, как "Меня зовут Пеппи!" по произведениям Астрид Линдгрен, "Кентервильское привидение", а также спектакль "Фьють" для самых маленьких зрителей, от 10 месяцев до двух лет.