Смотреть на типографику, разработанную искусственным интеллектом, все равно что смотреть на надпись, погруженную в глубокую воду, деформированную и нечеткую. Это выглядит как копия копии копии копии копии. Слова узнаваемы, едва различимы, но первоначальная форма утрачена. Типографика искусственного интеллекта - это, можно сказать, плохо.
Недавним примером этого явления является статья Word-As-Image for Semantic Typography, в которой анонимные авторы предлагают инструмент, превращающий текст в изображение того, что этот текст представляет. Введите, например, слово "йога", и оно появится в виде гирлянды из шатающихся векторов с изображением растягивающихся женщин. Получившийся в результате неровный, размытый текст символизирует недостатки искусственного интеллекта. Этот эксперимент жертвует читабельностью и доступностью, двумя столпами хорошего дизайна шрифта, в ошибочной попытке инноваций. Однако вряд ли можно ожидать большего от искусственного интеллекта, когда он имеет лишь поверхностное представление о том, как читают люди.
Как дизайнер и шрифтовик с более чем 10-летним стажем, я наблюдаю за развитием дизайна, основанного на искусственном интеллекте, со смесью веселого любопытства и едва уловимого страха. Когда речь идет о типографике, становится ясно, что инновации ИИ сосредоточены на неправильных идеях. Сейчас некоторые пытаются с помощью этой технологии переосмыслить визуальный язык - в случае с латинским набором букв, который существует уже более 2000 лет, - но в конечном итоге это нерабочий курс. Ключ к тому, чтобы направить ИИ типографику по лучшему, более доступному пути, - думать о ней как о вспомогательной, а не генеративной.
Система "слово-изображение" не нова. После того, как промышленная революция вывела машины на передний план производства, дизайнеры в послевоенной Европе начали исследовать, как технология может повлиять на будущее искусства и шрифтового дизайна. В своей книге 1920 года "Sprache and Schrift" инженер Вальтер Порстманн предложил усилить язык, введя по одному символу для каждого звука, упорядочив их по тону, длине звука, силе и голосу. Ласло Мохоли-Надь в Баухаусе позже принял и усовершенствовал концепцию Порстманна, предвидя в 1925 году, что типографика будет вытеснена достижениями в области кино и, особенно, звука. В ответ на это, по его мнению, типографика должна развиваться, чтобы выразить эти новые технологии.
Возможно, самым интересным ответом на фонетическое предложение Мохоли-Надь была книга Курта Швиттерса "Системный шрифт". Впервые опубликованный в 1927 году, он представлял собой однобуквенный алфавит, в котором вес символов использовался для обозначения фонетического ударения, передавая гласные звуки со смелостью. Этот эксперимент был примечателен своей визуальной эксцентричностью; он выделялся в школе, которая предпочитала более стандартизированную типографику. Но это не значит, что он был эффективным. Даже Швиттерс не использовал эти фонетические элементы в своих работах.
Глядя на шрифт AI и эти типографские инновации 20-го века, можно вполне резонно спросить: для кого это? Конечно же, не для читателей. Но, как и в более ранних экспериментах, объединивших технологию и типографику, возможно, что ИИ может привести дизайнеров к созданию лучшего шрифта. Если ИИ можно будет использовать для помощи типографам, а не для их подмены, то генеративные модели могут стать лишь всплеском на пути к более эффективному и доступному использованию этой технологии в качестве вспомогательного инструмента в процессе создания шрифта.
Вспомните, как цифровая революция дала типографику в руки каждому, у кого есть компьютер, и сделала процесс ее создания более эффективным, чем когда-либо. ИИ может применяться аналогичным образом, помогая типографам и делая их работу более доступной. Но важно продумать, куда направить эту помощь.
"Типографика - это такая тонкая практика, которая в значительной степени зависит от человеческой руки и оптических иллюзий", - отмечает Крейг Уорд, директор по дизайну. "И многое в ней не имеет смысла даже для тех, кто хорошо в ней разбирается". Мы не уверены на сто процентов, почему мы делаем горизонтальные штрихи тоньше вертикальных, почему круглые символы располагаются ниже базовой линии и выходят за пределы высоты x. Если не изучать оптическую науку о том, как мы читаем, правда в том, что мы делаем эти вещи, потому что иначе это выглядело бы странно.
Это неизгладимое человеческое и инстинктивное влияние на типографику является основным препятствием для применения ИИ в процессе проектирования шрифтов, даже с механической стороны. "Один из видимых и распространенных недостатков шрифтов, создаваемых ИИ, - и это очень важно - это отсутствие учета дизайна шрифта как системы, а не как изображения, - говорит Зейнеп Акай, креативный директор Dalton Maag. На сегодняшний день ИИ не признает, что типографика - это ряд систем со своими собственными особенностями.