Мы завершаем рассказ, посвящённый взаимоотношениям нашего вуза с кинематографом.
Главным конкурентом А. А. Ханжонкова была фирма «Братья Пате» («Company Generale Pathe Freres»), занимавшаяся производством и прокатом документальных и художественных фильмов, продажей кино- и фоноаппаратуры (обратите внимание на слово «патефон»).
Основанная в 1897 году во Франции, в начале 1900-х она уже появилась в России. Операторы «Братьев Пате» снимали всё, что казалось интересным им и что могло заинтересовать массового зрителя. Это была светская хроника и киноочерки русской жизни: балерины Большого, «моржи» в проруби, полёт первого русского дирижабля, самые модные выставки и магазины, чиновники высшего ранга. Были запечатлены даже печальные события: похороны Льва Толстого и похороны Николая Баумана (эта плёнка, разумеется, была изъята властями).
Очень увлекательно рассказывает Дмитрий Зиловянский:
«Вся эта кинохроника очень скоро оформилась в регулярный киноальманах “Пате Журналь” (отсюда до наших дней дошло название “киножурнал”). Русская версия “Пате Журналь” появилась в 1910 году. Сначала новые выпуски появлялись еженедельно, а потом даже два раза в неделю, под девизом: “Информировать, развлекая” с рекламными слоганами: “Пате Журналь всё видит, всё знает” и “Пате Журналь говорит только правду”. В целом это было очень похоже на нынешние программы теленовостей с хроникой происшествий, светской хроникой, политическими и культурными событиями, пикантными сюжетами, рискованными съёмками и репортажами из провинции. Вот типичные сюжеты “Пате Журналь”: “Нравы Кавказа”, “Ужасы чумы на Дальнем Востоке”, “Крестный ход в Москве”. С началом Первой мировой войны добавляется военная кинохроника».
Последнее, собственно, и есть тема нашего выпуска. На постоянной выставке «Московский коммерческий институт в годы Первой мировой войны», расположенной во 2-м корпусе РЭУ, можно посмотреть один из выпусков «Pathе-journal».
Эти уникальные кадры были отсняты операторами знаменитой фирмы в одной из аудиторий нашего вуза в 1915 году. Дело в том, что в стенах М. К. И. было организовано производство перевязочных средств очень высокого качества. Студенты работали на бинторезной машине, изобретённой профессором института, преподавателем машиноведения Яковом Александровичем Липшицем и студентом Мартыновым. Сама машина была изготовлена тоже в институте. Бинты, произведённые студентами, упаковывались в ящики и отправлялись на фронт. Кстати, ящики мастерили юные учащиеся Мужского училища имени Цесаревича Алексея. Ребята с удовольствием работали в кабинете ручного труда и столярной мастерской училища. Что касается, киножурнала, то это, возможно, единственные киноэпизоды, запечатлевшие и нашего первого ректора Павла Ивановича Новгородцева.