Виссарион Белинский так оценил талант самого известного литератора Англии 16 века: «…как драматург он и теперь остаётся без соперника, имя которого можно б было поставить подле его имени».
23 апреля день рождения и одновременно день смерти театрального гения Уильяма Шекспира. Странное совпадение, да и прочих странностей в биографии великого драматурга была немало. Не потому ли учёные-литературоведы до сих пор ломают копья, споря «а был ли мальчик?». Так и хочется объявить разрешением всех загадок литературную мистификацию. Не было, мол, никакого Шекспира, и написал всё это некий грандиозно талантливый неудачник.
Очевидно одно – и в 16 веке, и в исторических эпохах героев Шекспира жили такие же люди, как мы, с теми же внутренними демонами, желанием любви, подлостью, самопожертвованием, властолюбием. И разве не чья-то вышняя воля наделила написавшего величайшие трагедии и комедии человека даром проникать внутрь страстей, в глубину и взаимосвязь характеров, в непредсказуемость течения жизни? Благодаря этим бессмертным пьесам, в жанрах соответствующих маскам трагедии и комедии, театр и сегодня кроме зрелищной функции несёт и «хлеб» – пищу для ума, для преодоления, для очищения души.
Основатель и руководитель Театра на Юго-Западе Валерий Романович Белякович всегда творил в абсолютной власти шекспировских произведений. Он ставил их от корней своего удивительного театра и до самого своего последнего дня. Гений Шекспир был наиболее значимым автором в творчестве гения Беляковича. Кажется, встретились бы они в 16 или 20 веке, точно не прошли бы мимо друг друга! Всё, что было поставлено из «шекспириады» на сцене «Юго-Запада» живёт вечно, обновляясь, возрождаясь каждый раз, когда в труппу вливаются новые творческие единицы.
Три трагедии и три комедии поставлены Валерием Романовичем на любимой сцене. И, словно заколдованные, они неподвластны времени и обстоятельствам. За эти годы много спектаклей ушло в архив, но только не шекспировские. Они с нами. Те, на которых вырос театр и его труппа.
Триумф Театра на Юго-Западе –это навсегда таинственный «Гамлет». Первый, единственный и неповторимый «Гамлет» 1984 года. Гамлет Виктора Авилова. Представить себе этого актёра слабым, даже если вдруг он играл слабака – невозможно. Так и его Гамлет, самый сомневающийся герой мирового театра с самым неуверенным вопросом: «Быть или не быть?» стал в исполнении артиста борцом за свет и правду. Ошеломлённые зрители Эдинбургского шекспировского фестиваля 1987 года безоговорочно признали их лучшими и легендарными – и Авилова, и спектакль. Этого «Гамлета» корифеи «Юго-Запада», плеяда его основателей, из которых каждый – целая эпоха, играли до 2002 года.
Восстановленный в 2003 году, спектакль живёт в репертуаре до сих пор. Он силён приливом всё новых индивидуальностей: через средние поколения актёров до самых юных. Принца Датского играли Сергей Неудачин и Олег Леушин, японский актёр Тасибана Тадаши (о, в каком восторге были японцы от Гамлета-Авилова, называя артиста «самураем»!). Затем Максим Лакомкин передал роль-талисман следующему «рыцарю» «юго-западной» сцены – Максиму Метельникову. Неизменными остаются только лаконичные декорации – те самые трубы со стройки, рождающие мрачную атмосферу средневековых замков, полных замысловатых интриг.
Ещё одна трагедия, прошедшая через многие поколения актёров театра. Спектакль «Ромео и Джульетта» в 1992 году «пришёл» на сцену вместе с исполнительницей главной роли Кариной Дымонт, которую Валерий Романович, встретив однажды, сразу же пригласил в труппу «играть Офелий и Джульетт». Это единственная роль спектакля, которая «перешла по наследству» другому исполнителю всего лишь один раз: сегодня Джульетту играет Вероника Саркисова.
Спектакль стал легендой не только в Москве – он проехал и всю Японию, где к искусству режиссёра Валерия Беляковича относятся с особым трепетом. Играли по-русски и по-японски: клан Монтекки достался нашим артистам, а Капулетти – японским.
Первым Ромео, фантастически чувственным и нежным, стал Анатолий Иванов. Валерий Романович целый год возил его в Японию, где «русского Ромео» считали национальным героем. Его партнёршей, а значит и ещё одной первой трогательной Джульеттой, была японская актриса Масуда Тошико.
У Беляковича самая невыносимая по человеческому восприятию смесь ненависти, жалости, детской трагедии во взрослых руках закипает на радостном и почти блаженном фоне обычной жизни горожан-веронцев. И разве не также живём и мы в своём 21 веке, когда накал подлинной трагедии нередко касается нас лишь слухами, картинками, мемами в интернете? Концентрация зла, несущего смерть многим, не убила только самое хрупкое и самое сильное, что придумано Богом для спасения человечества – любовь.
Самая жёсткая шекспировская трагедия, в которой физическое зло торжествует над любой психологией, «Макбет», стала не менее знаковой, а в чëм-то даже мистической для Театра на Юго-Западе. Этот спектакль, как, впрочем, и многие другие, Белякович повторял неоднократно на разных сценах разных стран. Впервые он был поставлен в 1994 году и просуществовал в мощном актёрском ансамбле до 2013.
Пьеса, известная своей мистической предопределëнностью (по поверью, много неприятностей ожидает приступивших к её воплощению) рассматривалась Валерием Беляковичем как ответ человека перед совестью за поступки, навеянные двумя противоположностями – преступным желанием владеть судьбами других и истинной любовью, толкающей к безумию действий. Масштаб кровопролития, охватившего шотландское королевство, предсказания ведьм и ведьминская сущность коварной леди Макбет, вечное слияние сюжета из далёкого прошлого с политическим вектором современности, когда в борьбе за «однополярное» мировое господство падают на плаху жизни, не имеющие отношения к политическим битвам – всё это животрепещет в спектакле Беляковича, бурлит и будоражит знаменитой «юго-западной» энергией.
Режиссёр то ли в шутку, то ли всерьёз говорил, что восстановить трагедию на сцене его попросил сам Шекспир, который явился к нему во сне и потребовал «перечитать» пьесу. В конце ноября 2016 года новый «Макбет» с новыми актёрами вновь потряс зрителей. Валерий Романович, давно уже не выходивший на сцену в своих спектаклях, вдруг решил сыграть короля Дункана Доброго. Добрый король умирал на сцене, будто засыпал под светом софитов. 6 декабря 2016 года Валерий Романович «уснул» навсегда, поглощённый магической бездной загадочной пьесы.
Осень 1992 года «вспыхнула» на окраинной сцене ещё одной шекспировской звездой, только уже не трагичной, а озорной. Надо сказать, что в спектаклях по комедиям великого англичанина Валерий Белякович развернулся во всю балаганную суть театра как такового. Карнавал, бурлеск, радость жизни несли на сцену первые исполнители ролей в комедии «Укрощение строптивой».
Спектакль, полный импровизаций, прожил в репертуаре до 2008 года и был в этом же году незамедлительно восстановлен – не отказываться же от такого богатства! Теперь на сцену вышли дети основателей «Юго-Запада» и вдохнули в спектакль новую жизнь. Уже много сезонов подряд роль бунтарки Катарины играет Ольга Авилова (дочь Виктора Авилова и Галины Галкиной), а в роли укрощающего её Петруччо – Михаил Белякович (сын Сергея Беляковича и Ольги Авиловой-старшей, сестры Виктора Авилова). Эта талантливая смена даёт весёлого жару, от которого дрожат подмостки. После такого задора хочется жить дружно и искать дорогу друг к другу и к пониманию. Не этого ли нам сейчас больше всего не хватает?
«Сон в летнюю ночь» – это, если хочется красоты необычайной, великолепной музыки, умной сказки и смысловой глубины вертикалью от земли до небес. История спектакля началась в 1996 году. Дошагав до сегодняшнего дня, он постепенно включил в себя все поколения театральной семьи «Юго-Запада».
Жанр лирической буффонады если и не существовал до этого, то родился именно у Валерия Беляковича. Из шекспировской комедийной классики он создал спектакль- динамомашину, в котором все бегут друг за другом и попадают в сказочный лес, где приключения только начинаются. Феерия музыки, колдовской хореографии, пародий вихрем уносят за собой, и сложно уже проверить: тот ли это Шекспир, поскольку в нём так много Беляковича! И уж если Валерий Романович делает что-то волшебное, то это волшебство разливается океаном по всей сцене, пленяя зрителей забытой в сложных реалиях мифологичной романтикой цветов, фей, фавнов, лесных духов.
Погрузиться в житейскую неопределённость начала 2000-х предлагает спектакль «Даëшь Шекспира!» постановки 2003 года. У спектакля два автора – Валерий Белякович «под своим углом» рассмотрел комедию Уильяма Шекспира «Два веронца».
Постановщик спектакля собрал героев – маргинальных обитателей перехода подземки и заставил их стать участниками комедии «Два веронца», которую они вряд ли могли читать или увидеть в театре. Похоже, в этой работе режиссёр просто и грустно пошутил – такая щемящая тоска заложена в абсурдистский сюжет, где спутаны в один неразделимый узел эпохи, география, судьбы. Люди, обречённые на жизнь без крова и хлеба, внезапно попадают под магию искусства, и иллюзия, которая обычно непрактична и неплодотворна, вдруг дарит им шанс на новую жизнь.
Неожиданно, смешно, печально, но обязательно светло в конце – это обо всём, что делал Валерий Романович. Он творил свет. Всей своей созидательной любовью к театру он творил человека, в которого верил.
Свежий весенний апрель Театр на Юго-Западе отдаёт Шекспиру – 5 спектаклей из 6 долгожителей репертуара можно увидеть в этом месяце на овеянной легендами и любовью зрителей сцене.