#вопросАзовой: Здравствуйте, ответьте пожалуйста, если провести артикуляционную гимнастику на занятии по лексико грамматическому строю это будет считаться ошибкой? (фото в комментариях)
Мой ответ: Давайте рассуждать. Дело же не только в ошибке?
У каждого занятия есть тема, цель и задачи. На занятии по лексике и грамматике (называется оно – по развитию речи) тема либо лексическая, либо грамматическая.
Скажем лексическая тема «Весна». Цель, например, закрепить знания о признаках весны, а вот задач может быть много и среди них может быть такая – автоматизация звука [р], использованием названий птиц, которые прилетают к нам весной (грачи, скворцы, жаворонки, дрозды, журавли и горихвостки). Тут мы вполне вписываемся даже со звукопроизношением, но поставить темой, целью и даже задачей проведение артикуляционной гимнастики мы не можем. Согласны?
Методически как будет выгладить этап с артикуляционной гимнастикой?
Да, ещё в конспекте есть план. Это 1, 2, и т.д. этапы, где перечисляются направления работы (согласно цели и задач) и расшифровка – с помощью чего этапы (направления) реализуются (приводятся методы и приёмы).
Например:
- формирование словаря, например, прилагательных (опять же, например, КАКОЕ/ОЙ/ИЕ?... небо, солнце, ветер, листья и т.д. весной?)
- закрепление умения рассказыванию по вопросам (подготовить вопросы к рассказу «Весна»).
Тут мы тоже можем что-то вставить по звукопроизношению, то есть учесть лексический материал таким образом, чтобы провести одновременно автоматизацию.
Теперь вопрос ко всем: где и куда вписать артикуляционную гимнастику?
А мой ответ такой: тема – нет, цель – нет, этапы содержания занятий – нет, методы и приёмы – нет (или можно с натяжкой как часть фонетической работы, но не саму арт.гимнастику). Можно только в отдельные инструкции и в лексический материал, НО (!) опять же не саму артикуляционную гимнастику, а именно материал по звукопроизношению, звуковой культуре речи, фонетической работе.
Зачем? Не за чем.
Есть отдельное занятие по формированию звукопроизношения.
Есть у меня по содержанию логопедического занятия прямой эфир. Можно и ещё раз провести.