Основная обойма
Продолжаем то, что начали в прошлой главе - здесь пройдёмся по нескольким знаковым группам и их основным релизам, которые сформировали тот самый узнаваемый облик финской сцены блэк-метала.
Behexen
На пике своей формы эта банда демонстрировала очень репрезентативные образчики финского звучания в блэке. Мне не сильно симпатично то направление, в котором лидер группы Хоат Торог ведёт её начиная с определённого момента, но их ранние работы - однозначный мастхэв для нас в данной теме.
Первый полноформат Behexen "Rituale Satanum", изданный в 2000 году, часто сравнивают с культовым дебютником знаменитых норвежцев Gorgoroth - "Pentagram". Действительно, через это сравнение описать альбом финнов проще всего - много общего есть в умеренно сыром и более чем читаемом саунде, да и в подходе к самому материалу.
Behexen в своей работе делают такую же ставку на скорость, напор и хлещущую через край агрессию, и даже вокал Торога вполне можно отнести к тому же типажу, что и скрим Хата, который тогда числился на вокале у норвегов, но я бы сказал, что Торог даже несколько обошёл коллегу по части злобности и ядовитой пронзительности войса.
При этом, во всё вышеописанное Behexen ещё и органично встраивают ту самую характерную финскую мелодику, но достаточно эпизодически, не размывая при этом общего агрессивного настроя музыки и заставляя и без того очень эмоциональный и плотный альбом звучать ещё более разнообразно. Казалось бы, куда уж круче после такого мощного старта, но выяснилось, что есть куда. Альбом 2004 года "By the Blessing of Satan" как будто берёт всё, чем был хорош дебютник, и делает это в два раза мощнее.
Уплотнившийся и прибавивший в объёме, но не свалившийся в кашеобразность саунд, эпизодические включения гроула в вокальные партии и увеличившийся диапазон скоростей - теперь темп варьируется от среднего до супер-высокого - ни на секунду не дают ослабнуть звуковому прессингу, который создаёт музыкальное полотно.
Накал каким-то образом сохраняется даже в треках длительностью по 7-8 минут, заставляя этот заряд безудержной сатанинской ярости в атмосфере ритуальной торжественности как вихрь пролетать на одном дыхании и оставлять после себя крышесносное впечатление. Одним словом, золотой фонд финки и один из главных образцов этой сцены.
Бомбовый открывающий трек с альбома
В дальнейшем группу всё больше и больше будет кренить в сторону более современных тенденций в блэке и каждый их последующий альбом всё больше будет отдавать не то модной французовщиной, не то шведятиной, что для меня звучит с каждым разом всё скучнее. Свои ранние достижения команда так и не переплюнула, но они уже навсегда обеспечили ей место в первом эшелоне финской школы.
Самый финский блэковый трек в мире
Sargeist
Изначально Шатрауг из Horna затеял Sargeist в 99 году как свой единоличный сайд-проект, но через пару лет к составу на постоянной основе присоединились Хорнс и Хоат Торог - ударник и вокалист Behexen, и уан-мен-бэнд стал полноценной командой.
Вообще, все эти так называемые супер-группы, то есть коллективы, образованные участниками других известных групп, на деле чаще всего оказываются полной шляпой, но Шатрауг и Торог, которые тогда были на пике своих творческих сил, явно собрались не чтобы замутить халтурку, которую можно продвигать посредством своих имён, а вместо этого выдали несколько отличных альбомов, не уступающих по уровню их основным проектам.
Первые два полноформатника группы, "Satanic Black Devotion" и "Disciple Of The Heinous Path" 2003 и 2005 годов выпуска, выдержаны по всем канонам финской школы. Россыпь хитовых и цепляющих мелодий, умело вплетённая в ткань весьма олдскульного и меланхоличного блэка, отлично гармонирует с шероховатым сырым звуком и узнаваемым вокалом Торога. Разница по материалу между этими двумя релизами не столь существенна, разве что второй альбом больше тяготеет к размеренному темпу.
Ещё одна квинтэссенция финскости
Но настоящий магнум опус Могильного Духа выйдет позже, в 2010 году. Альбом "Let the Devil In" был записан в пополнившемся составе - Шатрауг подтянул из Хорны драммера Vainaya, которого здесь устроили басистом, а сам в своей гитарной работе развернулся так, как редко разворачивался в рамках собственной основной группы.
Гитарная часть здесь - это просто какой-то шквал финской мелодики в лучшем её проявлении. Каждый трек пронизывает пара-тройка хитовых сквозных лидов, задирая планку напора и эмоциональности звучания до бешеных высот, а сдержанность и меланхоличность первых двух релизов сменилась испепеляющей агрессией напополам с мрачной помпезностью.
Крутейшая открывашка с альбома
Очистившийся от сырости, но совсем не примоднившийся и не обеззубивший звук подчёркивает мощь и интенсивность материала, а поубавивший в характерной едкости скрим Торога таким образом отлично подстроился под здешнюю приподнятую атмосферу религиозного сатанинского экстаза. Вот так может звучать финский блэк-метал в своих пиковых проявлениях.
После такого успеха планку удержать достаточно сложно. И не то чтобы её удалось удержать на все 100%, но следующий альбом группы - "Feeding the Crawling Shadows" - по-моему несправедливо захейтили. Здесь была продемонстрирована очередная смена курса и этот релиз не похож ни на один из предыдущих, но мне такие метаморфозы вполне понравились.
Первое, что сразу бросается после идеально читаемого саунда предшественника - здесь звук явно посырел, но в какой-то своеобразной манере. Верха в миксе сильно выведены вперёд, отчего гитары заметно подпесочивают, а ритм-секция сильно утоплена вглубь. Получается это всё в итоге достаточно громыхающе и кашеобразно, но у нас тут вообще-то блэк-метал, а не The Weekend. И не такого слышали нарочитого лоу-фая.
На фоне всего этого ещё и на вокал накинут сильный реверб, а технику Торог сменил радикально, перейдя на довольно низкий гроул. Да, изменения весьма резкие и существенные, и к звуковому миксу поначалу надо привыкнуть, но в результате звучит это всё довольно брутально, внушительно и зловеще, и саунд не потерял в мощи от прибавки в сырости. В любом случае, как ни относись к данному релизу, но именно этим составом была создана лучшая часть дискографии Sargeist.
Goatmoon
Однако, не вся финка выдержана в таком ключе. Другие особенности, которые часто ассоциируют с этой сценой - включение фолковых элементов в метал-основу и заигрывание с какими-то почти развесёлыми настроениями и панковским душком. Всё это в той или иной степени есть у проекта Goatmoon. Несмотря на слово Goat в названии, никакого отношения к бестиал-блэку этот уан-мен-бэнд не имеет, даже несмотря на то, что кликуха его основателя - BlackGoat Gravedesecrator - выдержана максимально в стилистике этого направления.
Вообще этот Блэкгоат - весьма интересный дядя. Например, полюбопытствуйте и загуглите обложку его нового ЕР "Witchking". Саму же Козлолуну часто приписывают к такому квази-поджанру блэка, как NSBM. Единственным твёрдым основанием прикреплять данный тег к группам является идеологическая составляющая творчества, и действительно - Блэкгоат большой любитель кинуть плотную и толкнуть пару праворадикальных телег, но нас сейчас интересует исключительно музыкальная сторона, а у НС-блэка с чёткими жанровыми границами всё не очень хорошо.
Дебютный альбом Goatmoon - "Death Before Dishonour" 2004 года - до сих пор многими считается лучшим в репертуаре проекта, возможно потому что дальше вектор заметно сменится и эта работа останется такой единственной в дискографии Блэкгоата. Основу звучания здесь составляет то, что принято называть роу-блэком - то есть весьма агрессивный и незамысловатый чёрный метал намеренно на очень сыром звуке с минимальным продакшеном и простецкими структурами композиций.
И надо сказать, в этой стилистике Блэкгоат отработал просто отлично - молодецкая арийская удаль так и прёт из этого бодрого и напористого материала с каким-то отдалённым панкушным вайбом, а украшают это лоу-файное месиво эпизодические касания нехитрой и цепляющей мелодики, которая тоже представляет специфически финский, но совершенно иной тип, нежели чем у тех же Behexen и Sargeist.
Если в их случае колкие и пронизывающие мелодии задают пафосный настрой и глубоко вплетены в структуру композиции, являясь по сути её стержнем, то здесь эти простые и жутко хитовые мотивы по всем законам поп-хита проигрываются только на определённых отрезках трека и звучат как будто параллельно с основной частью, очень из неё выделяясь. Наиболее яркий пример такого можно услышать в песне, которая завирусилась в коммьюнити настолько, что её впору считать одним из гимнов финки.
Те самые резкие изменения в 2007 году продемонстрировал следующий полноформатник "Finnish Steel Storm". Во-первых, сырость и шумность дебютника сменилась прозрачно-чистым звуком, а во-вторых, именно отсюда началось увлечение Блэкгоата фолковыми веяниями, что и лежит в основне музыки проекта до сих, но именно здесь был явлен лучший образец оного в дискографии Козлолуны.
Хитовая вступительная вещь с релиза
Надетые на всю такую же бодрую и скоростную блэковую основу фолковые мелодии с ярким этническим колоритом создают настрой, под который в самый раз не то пуститься в пляс на народных гуляниях, не то встать в строй бравых витязей и плечом к плечу отбиваться секирой от басурман. Причём, все эти фишки используются дозированно и не рискуют скатить звучание в какое-то костюмированное шапито, как это часто бывает с разными видами фолк-метала.
Следующий альбом - "Varjot" 2011 года продолжил линию предшественника и получился весьма добротной работой, но есть ощущение, что в выбранном когда-то курсе проект подзавяз, и с каждым новым релизом метальная часть становится всё жиже, а народничество впечатляет всё меньше. Единственным исключением в позднем этапе Goatmoon является альбом 2021 года "Silver Serpent", что состоит из одного 33-минутного и достаточно приятного данжн-синтового трека.
Satanic Warmaster
Именно этот уан-мен-бэнд стал основным детищем Назгула, после того, как он покинул состав Horna. В рамках этого проекта Назгул, теперь переименовавшийся в Вервольфа, приобрёл наибольшую популярность и стал одной из главных персоналий финской блэковой сцены, записав несколько релизов с очень характерным для неё звучанием.
Первые два альбома - "Strength & Honour" и "Opferblut" 2001 и 2003 годов - выдержаны в стилистике все того же в меру сырого и шумного роу-блэка. Дикой яростью и агрессией эти работы поразить не стремятся, но и в совсем откровенную веселуху и панкушность не уходят.
Разброс настроений здесь мягко варьируется, поэтому и набор приёмов колеблется от по-фински цепкого холодного риффинга до бодрых ди-битовых ритмов и более простецких мотивов в мелодике, за счёт чего звучит это всё весьма разнообразно и легко ложится на слух. Эдакая уже устоявшаяся финская классика.
Но настоящий триумф придёт к Вервольфу в 2005 году с его третьим полноформатником, на котором будет достигнут апогей этого стиля. Благодаря культовому альбому "Carelian Satanist Madness" проект Satanic Warmaster в своё время стал чуть ли не известнее альма-матер Назгула - группы Horna, сам же этот релиз стал самым меметичным образцом стереотипного финского звучания, у которого столько же почитателей, сколько и хейтеров.
За что некоторые недолюбливают финку, подразумевая альбомы типа этого - так это за простоту, панковатые или фолковатые влияния и какой-то расслабленный несерьёзный вайб по сравнению с более агрессивно и пафосно настроенными коллегами. Действительно, в этом релизе делается ставка на лёгкость и элементарную хитовость этих местами почти что поп-мотивов, исполненных средствами блэк-метала.
Взять для примера хотя бы знаменитый открывающий трек - если абстрагироваться от роу-звука, к которому наслушанное ухо быстро привыкает, то сразу же слышно, насколько непринуждённо звучит основная синтезаторная мелодия и насколько легко она запоминается. И так с большинством из этих восьми довольно разных треков, среди которых есть и более неторопливые меланхоличные моменты, и отсылки на прото-блэковую классику, и атмосферный споукен-ворд под рояль в качестве аутро.
Многими этот альбом воспринимается как угарный и раздолбайский, но мне это кажется грубым и упрощённым видением. Да, здесь явно нет цели передать зловещую атмосферу нечестивой дьявольской мессы, но я бы сказал, что скорее настроение этой работы - прогулка в светлый морозный день по зимнему хвойному лесу и вытекающее из этого восхищение северной природой и вообще таким замечательным времяпровождением. Ламповый и душевный релиз, звучащий как хруст подмороженной корки сугроба под валенками.
Четвёртый альбом проекта "Nachzehrer" 2010 года вроде бы звучит как уже знакомый Сатаник Фломастер, но с некоторыми заметными переменами - звук стал менее резким и более ровным и мягким, но остался таким же приятно лоу-файным и кашеобразным, сам же материал звучит всё так же узнаваемо мелодично, но как будто более серьёзно и цельно.
И по-моему Вервольф снова выдал здесь отличный и не уступающий предшественнику релиз, не скатившись в самоповтор, но и не изменив своему почерку. Что, к сожалению, случилось, со следующим полноформатом, который вышел настолько плохим и чужеродным для стиля проекта, что и следующий за ним слушать не возникло никакого желания.
Azaghal
Эта бригада могла бы потягаться с Хорной за звание главных представителей финской тусовки, так как ни по продолжительности карьеры, ни по плодовитости они не уступают, но что-то не сложилось, и в чём-то старина Шатрауг лидера Azaghal Нарката всё-таки обскакал. Впрочем, от этой группы я фанатею ещё меньше, чем от Хорны, так что здесь пройдёмся только по основным вехам.
В 99 году группа выкатила сразу два полноформатника - сначала "Mustamaa", а потом "Helvetin Yhdeksän Piiriä". Объясняется такая производительность тем, что частично материал этих релизов состоит из перезаписанных ранних демок. Особенно хорошо это слышно на первом альбоме, который представляет собой, по сути, две отдельные половинки, записанные в разное время и заметно отличающиеся как по звуку, так и по материалу.
В первой половине доминируют весьма тёмные и смурные настроения, что раскрывается посредством монотонного минималистичного материала с периодическим переходом на невысокие скорости. Вкупе же звучит это всё скорее в духе норвежской школы. Во второй половине звук становится как будто резче и шумнее, в миксе отчётливо различается выпуклый бас, а сам материал сильно опирается на трэшевую ритмику и высокие скорости и в сумме звучит весьма энергично и оголтело.
Общее впечатление от себя дебютный альбом оставляет как от пробы пера, что для меня в данном случае не является минусом, а лишь добавляет искренности к звучанию этой скромной и приятной работы. Второй полноформат звучит уже более цельно, но плюс-минус в той же канве, что и дебют, то есть как весьма неплохой альбом в скандинавском духе с редкими прожилками финского мелодизма.
Следующий лонгплей группа выпускает лишь три года спустя, и этот перерыв явно пошёл им на пользу - с первых же нот альбом "Of Beasts and Vultures" звучит значительно основательнее и мощнее предшественников, что в сонграйтерском, что в исполнительском аспекте. Чего стоит один только хитовейший рифф, с которого начинается первый трек - альбом сходу вкатывается максимально эффектно.
От сырости ранних работ решительно избавились в пользу более чёткого чистого звука, что опять-таки пошло на пользу материалу, который здесь делает ставку на хуковый финский мелодизм в основе, но с большим количеством привносящих разнообразие в музыкальное полотно фишек, типа фрагментов с чистым языческим вокалом, акустических и интерлюдий и коротеньких вставок, которыми заполняются микроямы в треках. Релиз звучит очень стильно, свежо и легко для восприятия и (спойлер), на мой взгляд, всё ещё остаётся лучшим у Azaghal.
Ещё один запоминающийся номер с альбома
Далее у группы началась череда довольно невыразительных релизов, которая по мнению многих прервалась альбомом "Omega" 2008 года. Вообще, в коммьюнити бытует такой распространённый взгляд, якобы у команды в какой-то момент открылось второе дыхание, обнаружился собственный стиль и текущий период их творчества даже интереснее раннего. И снова вынужден здесь не согласиться.
Например, где-то посередине этого периода, а именно в 2012 году, расположился альбом "Nemesis", который в год его выхода очень сильно хвалили на тематических ресурсах. Для меня же что тогда, что сейчас этот релиз звучит одинаково - как абсолютно дефолтный, скучнейший и серый блэк, не демонстрирующий не то чтобы финского колорита, а вообще никакого узнаваемого лица.
Или вот альбом 2018 года "Valo Pohjoisesta", который многими считается пиком того самого нового почерка группы. Действительно, у всех их поздних релизов прослеживается некоторая общность и данный лонгплей вполне можно назвать лучшим представителем этой линейки работ.
Главная фишка нынешнего Азагхала - это явно мощный и плотный звук, который свойственен скорее какому-то современному дэт-металу. И поначалу такой саунд действительно впечатляет, но очень скоро начинаешь ловить себя на мысли, что в мощь эту не особо веришь, так как слишком уж это отдаёт оверпродакшеном и студийной картонкой, да и нагнетанию какой-либо атмосферы такой звук не способствует.
В общем, всё равно никуда не уйти от субъективщины, так что просто пожелаем Наркату и Ко всяческих успехов и ждём от них чего-нибудь крутого в дальнейшем.
Baptism
Ещё один важный деятель данной сцены, демонстрирующий собственный индивидуальный подход к финскому звучанию. Как бы сильно ни отличались между собой проекты типа Sargeist и Satanic Warmaster (все равно находясь при этом в рамках одной школы), кое-что общее между ними, тем не менее, всегда присутствует, а именно энергичность и живость материала. Baptism же показывает этому полную противоположность.
У руля этого проекта всегда стоял один человек - Лорд Саркофагиан, уже упоминавшийся в главе про Horna. Некоторые альбомы были записаны им единолично, другие же - при помощи сессионных музыкантов. За исключением крайнего полноформатника, Baptism всегда чётко следовал выбранному курсу, выдавая альбомы, имеющие меж собой крайне мало стилистических различий, поэтому в этот раз буду краток.
Основа звучания этого уан-мен-бэнда - размеренность и средний, а иногда и замедленный темп, передающий заложенные в музыку апатичные и угрюмые настроения. Иногда трек может разогнаться и до относительно высоких скоростей, но тон неизменно остаётся почти по-скандинавски минималистичным и сдержанным.
Заглавный трек с альбома "Morbid Wings of Sathanas"
Вот в общем-то и весь нехитрый рецепт - суровый меланхоличный блэк на умеренно сыром звуке, пронизанный сдержанной, но всё так же по-фински проникновенной и запоминающейся мелодикой. В таком ключе у Саркофагиана очень хорошо удался и дебютник "The Beherial Midnight" 2002 года, и вышедший в 2012 году альбом "As the Darkness Enters", отличившийся гостевым участием нескольких известных представителей финской блэковой тусовки, типа Торога, Инфекшена и Спеллгота.
Но лучшими работами Baptism стоит считать, пожалуй, альбомы 2005 и 2008 годов - "Morbid Wings of Sathanas" и "Grim Arts of Melancholy". В их случае внушительный, почти часовой хронометраж отлично позволяет этой неторопливой мрачной музыке как следует сгустить холодную и отрешённую атмосферу и глубоко погрузить слушателя в соответствующий настрой. Вот за такой противовес типичной финской оголтелости Лорд Саркофагиан и занимает особое важное место в плеяде представителей финской сцены.
Пример более скоростного трека
Clandestine Blaze
И в качестве завершения вспомним проект, который в финке расположился совсем особняком, и не рассмотреть его нельзя даже несмотря на то, что стилистически в эту сцену он абсолютно не встраивается. Характерной финской мелодики здесь нет даже в той скромной мере, в какой она есть у выделяющегося своей сдержанностью Baptism.
Если какая-то толика мелодизма у Clandestine Blaze и присутствует, то лишь та, что свойственна норвежской школе блэка в самом её суровом и минималистичном виде. В остальном же, на контрасте с часто присущими финнам разнообразием и яркостью, этот проект звучит нарочито блекло и местами даже несколько антимузыкально. Даже характерные для всего жанра и для данной сцены в частности визуальные атрибуты и тема религиозного сатанизма в лирике не используются стоящим за этим проектом человеком.
А человек этот - Микко Аспа, один из самых узнаваемых и влиятельных персонажей не только в финском, но и в нынешнем блэк-метале вообще. В последние 20 лет он наиболее известен как вокалист культовой французской блэк-формации Deathspell Omega, но именно с Clandestine Blaze он начинал свой путь в метал-музыке. А пришёл он в неё уже будучи весьма заметной персоной на финской нойзовой сцене.
Но и этими двумя жанрами не ограничиваются его достижения в музыке - среди многочисленных групп и проектов, которые он создал или в которых принял участие, есть и сладж, и фьюнерал-дум, и порнограйнд, и дарк-эмбиент. Вообще, эту непростую и противоречивую, но весьма интересную личность можно обсуждать довольно долго.
Можно вспомнить ряд созданных им или изданных на его собственном лейбле Northern Heritage Records отличных релизов, можно осудить его дикие и переполненные всевозможным шовинизмом идеологические взгляды, можно даже полистать его личное порнографическое издание с контентом для любителей разных перверсий. Про всё это явно можно сказать больше, чем про музыку Clandestine Blaze. Потому что количество полноформатников у проекта перевалило за десяток, но выдержаны они все строго в одном и том же ключе.
Но плохого в этом ничего нет, просто такой у данного уан-мен-бэнда жанр - максимально аскетичный и каноничный блэк-метал, поэтому и не стоит пытаться искать здесь разнообразия и экспериментов. Такая музыка редко может оставить яркие впечатления и сильно воздействовать на эмоции, но зато выбранный курс позволяет Микко легко поддерживать планку качества, выпуская мало чем отличающиеся друг от друга альбомы.
Очевидно, что Clandestine Blaze в блэке относится к ветке последователей Darkthrone, но любой альбом Аспа явно задвигает великих норвежцев в плане злобности и кондовости благодаря мизантропичности, истинно нордической самоограниченности и замкнутости внутрь себя. И именно из-за этого достаточно непросто выделить какой-либо альбом в дискографии проекта, а тем более отдельно взятый хит.
Но как минимум один всё-таки имеется. Визитной карточкой уан-мен-бэнда можно считать этот эпик с альбома "Deliverers of Faith" 2004 года, построенный на риффе, который прямо-таки пронизывает своей монументальной мощью и ледяной северной могучестью.
Если же называть ещё какие-то отдельно взятые альбомы, то можно вспомнить дебютник "Fire Burns in Our Hearts" 99 года, который выделяется из остальных каким-то особенно резким и шумным роу-звуком, и даже крайний релиз "Secrets of Laceration", вышедший в 2021 году, получился у Микко весьма крепким и убедительным в своей вязкой мрачной тягучести, и можно продолжать ещё долго, но в общем и целом звучание этого проекта может либо нравиться, либо нет, а соответственно то же самое будет в той или иной мере касаться каждой из конкретных работ.
Отличная вещь с альбома 17 года
Благодаря своей некогда скандальности и одиозности, блэк-метал стал более обсуждаемым и вызывающим интерес у широкой аудитории, чем другие жанры метал-музыки. Поэтому в нём так много исполнителей, которые явно звучат как представители какой-то совсем иной, неблэковой среды, например так называемый каскадиан-блэк, являющийся абсолютно хипстерской музыкой, или RABM, более включённый в среду хардкорщиков.
У Clandestine Blaze же, при всей традиционности звучания и полном отсутствии чужеродных элементов, есть стойкий вайб музыки, исполняемой человеком из нойзовой среды с соответствующим творческим мышлением. Именно поэтому основной блэковый проект Микко Аспа никогда не будет так же известен и влиятелен, как Deathspell Omega, но здесь содержится сформированое особым бэкграундом этого музыканта видение изначальной глубинной сути блэк-метала.
Вот так финская сцена выглядела в последние пару десятков лет, этим стала знаменита, благодаря этому заняла своё особое место в жанре и за это любима или нелюбима многими. Конечно же, это только верхушка айсберга и можно было бы ещё долго перечислять отличные релизы, достойные быть упомянутыми в этой подборке (пишите о таких в комментариях), но целью данной статьи было выделить лишь основополагающие моменты. В следующей главе рассмотрим то, в каких ещё проявлениях блэк-метал существует на земле Суоми.
Обязательно к прослушиванию:
Behexen - By the Blessing of Satan (2004)
Sargeist - Let the Devil In (2010)
Goatmoon - Finnish Steel Storm (2007)
Satanic Warmaster - Carelian Satanist Madness (2005)
Azaghal - Of Beasts and Vultures (2002)
Baptism - Grim Arts of Melancholy (2008)
Clandestine Blaze - Deliverers of Faith (2004)
Дополнительно:
Behexen - Rituale Satanum (2000)
Sargeist - Satanic Black Devotion (2003), Feeding the Crawling Shadows (2014)
Goatmoon - Death Before Dishonour (2004), Varjot (2011)
Satanic Warmaster - Opferblut (2003), Nachzehrer (2010)
Baptism - The Beherial Midnight (2002), Morbid Wings of Sathanas (2005)
Clandestine Blaze - Fire Burns in Our Hearts (1999), The Secrets of Laceration (2001)