Ее стены видели времена Первой мировой войны, бои за Царицын в гражданскую и Сталинградскую битву, гонения на веру уже в послевоенные годы. Этот недостаток информации очень странен, так как по другим святыням и их священно и церковнослужителях все же удалось найти массу данных.
Святыню в 1914 г. заложил в память о своей умершей жене Прасковье Ивановне один из самых богатых царицынских купцов и промышленников Василий Фёдорович Лапшин.
В 1915 г. строительство завершилось, правда, без росписей и иконостаса. Возведением церкви набожный меценат как бы просил Бога простить грех своего застрелившегося единственного сына Александра. Как считают искусствоведы, храм являет собой характерный образец местной архитектуры конца XIX — начала XX вв. с включением элементов русского зодчества XVII в. Рядом с церковью ранее находилось кладбище, сейчас застроенное многоэтажками.
Располагалась она у лесопильного завода (бывшего ранее во владении В.Ф. Лапшина, а в советское время — завода № 2 Главлесоэкспорта).
После принятия 20 января 1918 г. новым правительством «Декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви» началось активное наступление на права верующих. В Царицыне сразу закрыли домовой храм во имя св. благ. вел. кн. Александра Невского в Александровской мужской гимназии (открыт в 1889 г.), и, вероятно, Параскевинскую школу-церковь.
Сложно сказать, имелась ли у церкви колокольня или ее не успели достроить в тяжелые годы Первой мировой из-за пошатнувшегося финансового положения В.Ф. Лапшина. Известно только, что после прихода безбожной власти с храма снесли купол.
Иконы и утварь из школ, учреждений и даже частных домов выкидывались и сжигались.
В «Анкете о действующих и закрытых культовых зданиях в Царицыне» от 4 декабря 1920 г. указывается в одной из граф: «Сколько церквей и молитвенных домов занято под: 1) школы — 2». Как раз одна из них, вероятно, была Параскевинская церковь-школа.
«В обезглавленном здании размещают то приют для беспризорников, то рабочий клуб, то гвоздильный цех».
Так, корреспондент П. Прасолов в августе 1925 г. в очерке «Революционная Бекетовка», вышедшем в «Молоте» – ежемесячном приложении к царицынской газете «Борьба», писал о тех днях: «Закрыли церковь, куда вселили детский дом. Перед «высокоторжественными религиозными праздниками», клуб, рассчитанный на полуторы тысячи человек, не вмещает всех желающих там присутствовать». Как долго просуществовали в храме детский дом и рабочий клуб неизвестно.
Следующая страница в его истории начинается в 1936 г. Как писала газета «Сталинградская правда» от 9 июля 1936 г. в статье «Мастерская игрушек», «20 июля в Сталинграде в здании бывшей церкви (поселок Ермана) крайкоопинсоюз (краевой союз кооперативных артелей инвалидов – С.И.) открывает новую мастерскую детских игрушек. Она имеет 3 цеха. На производстве игрушек будет занято свыше 40 человек, кроме того, из Ленинграда и Загорска приглашено 4 специалиста по художественному оформлению игрушек. С первых дней мастерская будет выпускать из дерева (используя отходы лесозаводов) и папье-маше 12 разных игрушек. Среди них куклы, «ворошиловские кони», животные и т.д.».
Интересно, что в 1936 г. здесь начинают делать и новогодние игрушки.
«По примеру прошлого года в школах и детских садах будут устраиваться новогодние елки. Сейчас игрушечная фабрика артели «15 лет инвалидной кооперации» начала производство елочных украшений. Из ваты, картона и цветной бумаги делаются «деды-морозы», «снегурочки», фигурки лыжников и животных, золоченые орехи, яблоки, груши и т.п. Все фигурки отделываются разноцветной мишурой и бронзой».
Во время Сталинградского сражения в церковном подклете сначала люди спасались от бомб и снарядов. А затем здесь разместились наши корректировщики артиллерийского огня. В воспоминаниях М.Н. Грязнова – командира артиллерийской боевой частью канонерской лодки «М.М. Громов» говорится, что «24 сентября наша канлодка (канонерская лодка – С.И.) снова стала взаимодействовать с 422-й стрелковой дивизией 64-армии. Наблюдательный пост расположился на чердаке церкви, на северной окраине Бекетовки. Подниматься приходилось по единственной лестнице, находившейся снаружи здания, со стороны неприятеля. Поэтому каждый наш подъем на чердак сопровождался обстрелом шестиствольных минометов. Осколки градом сыпались на крышу церкви. Во время обстрела мы укрывали спины и головы под перекладины из бревен. Так продолжалось до тех пор, пока враг не решил, что с нами все покончено. Но мы продолжали корректировать стрельбу корабля».
После войны в здание пришли военные, устроившие в помещениях склады. По сообщениям печати, 28 января 1975 г. при фотографировании складов, где якобы хранилось секретное оружие, был задержан военный атташе одной из стран НАТО полковник Арескуг Карл Аркадиус Хольгер. Как пишет М.Т. Поляков в книге «Под чужим именем»: «военный объект, который заинтересовал шведского дипломата Арескуга, беспрепятственно и давно контролируется космическими средствами разведки Соединённых Штатов Америки».
В 1991 г. церковь вернули законным владельцам — верующим. Их трудами и работой первого настоятеля протоиерея Александра Троицкого она ремонтируется и расписывается, восстанавливается иконостас, звонница. Несший на своих плечах множество тягот и забот, отец Александр не уклонялся и от помощи нуждающимся, передавал в детские дома одежду и продукты.
Побывавший здесь в 1993 г. Святейший Патриарх Алексий II высоко оценил его заботу о храме.
Крест пастыря тяжел. Летом 1994 г. в священника, жившего в самой церкви, стреляли при попытке ограбления бандиты. Патрон дал осечку, и тогда его избили прикладом и ногами. Батюшка чудом выжил, но, прослужив еще год, умер в храме при нападении еще одного неадекватного человека. Могила Александра Петровича Троицкого (17.05.1937 — 29.07.1995) находится прямо у церкви в ограде. Вечная ему память!