Найти в Дзене
Газета Metro Петербург

Какие казусы и трагические истории скрываются за культовыми музыкальными обложками

Оглавление
   Обложка альбома Aladdin Sane (1973) Дэвида Боуи стала такой же классикой, как и сам диск.предоставлено пресс-службой выставки
Обложка альбома Aladdin Sane (1973) Дэвида Боуи стала такой же классикой, как и сам диск.предоставлено пресс-службой выставки

- Центральная идея выставки - рассказать о художественной составляющей обложек, мы говорим про визуальную и эстетическую их ценность, а не про музыку, которая вошла в каждый конкретный альбом, - рассказал Metro один из кураторов проекта Владимир Аветисян. - Возможно, для кого-то будет странным не увидеть обложки каких-то самых известных альбомов, художественную ценность которых мы не посчитали такой уж значительной.

В экспозиции будет представлено более 250 обложек, которые отправят зрителей в музыкально-визуальное путешествие длиною в семьдесят лет - от зарождения рок-н-ролла в 1950-х годах и по настоящее время. Советских и российских пластинок здесь нет. Как уточнил Владимир Аветисян, проводилась огромная выборка, но невозможно было охватить всё - про визуальное решение отечественных альбомов кураторы планируют сделать выставку позднее. Пока же сделали акцент на западной рок-культуре, вернее на том, как она выражается в художественных образах.

Владимир Аветисян по просьбе Metro выбрал пять своих любимых обложек с выставки и рассказал о каждой подробнее.

Революционная музыка

Исполнитель: Coldplay

Название альбома: Viva la Vida or Death and All His Friends (2008)

Дизайн: в основе картина французского художника Эжена Делакруа "Свобода, ведущая народ"

- Эта обложка замечательна тем, что в ней много символичного. Здесь используется оригинальная картина "Свобода, ведущая народ", - рассказывает куратор выставки. - Название альбома Coldplay отсылает к названию последней картины Фриды Кало Viva la Vida ("Да здравствует жизнь!") и стихотворению Пабло Неруды. Музыканты при подготовке альбома многое переосмыслили, они искали какое-то новое направление. Через обложку, в которой увязываются жизнь, смерть, праздник, изменения, Coldplay тоже старались донести какую-то новую идею.

   Обложка альбома Viva la Vida or Death and All His Friends.предоставлено пресс-службой выставки
Обложка альбома Viva la Vida or Death and All His Friends.предоставлено пресс-службой выставки

Неудачный снимок-шедевр

Исполнитель: The Clash

Название альбома: London Calling (1979)

Дизайн: Ray Lowry, фотограф: Penny Smith

- На этой обложке бас-гитарист группы The Clash разбивает гитару о сцену во время концерта, сейчас это действие достаточно привычный символ рока, но то, что происходит на фото, - один из первых таких актов, - поясняет Владимир. - Фотограф Пенни Смит, которая сделала этот снимок, сначала его забраковала, так как не в фокусе, смазанный фон. Но дизайнер убедил её, что это настоящий шедевр. В итоге журнал Q назвал это фото лучшим рок-н-ролльным снимком всех времён. Любопытно, что в оформлении обложки используются цвета, похожий шрифт и расположение надписи, как на обложке первого альбома Элвиса Пресли - Elvis Presley. Дань уважения.

   Обложка альбома London Calling.предоставлено пресс-службой выставки
Обложка альбома London Calling.предоставлено пресс-службой выставки

Анонимка от Sex Pistols

Исполнитель: Sex Pistols

Название альбома: Never Mind the Bollocks, Here?s The Sex Pistols (1977)

Дизайн: Jamie Reid

- Замечательная обложка с ярким цветовым решением. Название альбома Never Mind the Bollocks ("Не обращай внимания на эту чушь") зашифровано в изобразительном ряде. Цвет - жёлтый, розовый, такой странный для панка, графическое исполнение, газетные шрифты и отсылка к анонимкам, склеенным из отдельных букв, - всё это заряжено основной идеей альбома и самой революционной музыкой группы.

   Обложка альбома Never Mind the Bollocks, Here’s The Sex Pistols.предоставлено пресс-службой выставки
Обложка альбома Never Mind the Bollocks, Here’s The Sex Pistols.предоставлено пресс-службой выставки

Танец без оглядки на зрителей

Исполнитель: Cyndi Lauper

Название альбома: She?s So Unusual (1983)

Фотограф: Annie Leibovitz

- Синди Лопер на этой обложке сфотографировала знаменитая Энни Лейбовиц. И мы видим здесь нарочито странную позу, несколько изношенное платье, туфли отброшены в сторону - героиня танцует, и ей плевать, как она выглядит, где это происходит, ей наплевать на всё, кроме того, что её сейчас захватило. Такое настроение - очень частая история в оформлении обложек 60-70-х годов, потому что творческие люди пытались найти свой стиль, свой драйв, а общественное мнение им было не важно.

   Обложка альбома She’s So Unusual.предоставлено пресс-службой выставки
Обложка альбома She’s So Unusual.предоставлено пресс-службой выставки

Последнее фото

Исполнитель: Janis Joplin and the Full Tilt Boogie Band

Название альбома: Pearl (1971)

Дизайн: Camouflage Productions: Barry Feinstein, Tom Wilkes, фотограф: Barry Feinstein, Tom Wilkes

- Эта обложка - одна из самых грустных историй, - продолжает автор идеи выставки Владимир Аветисян. - Вот сидит 27-летняя Дженис Джоплин, в ярких штанах, шляпе, она смеётся, счастлива, в руках - сигарета и бутылка. Фотография максимально жизнерадостная. Но мало кто знает, что после этой съёмки Дженис Джоплин уехала в гостиницу и на следующий день её нашли мёртвой - передозировка или самоубийство. И невозможно поверить и понять, как так произошло: она веселится, вся жизнь впереди, наконец-то у неё начало получаться и в карьере, и всё прекрасно складывается в личной жизни... Несколько часов - и она мёртвая в номере своего отеля.

   Дженис Джоплин на обложке своего последнего альбома.предоставлено пресс-службой выставки
Дженис Джоплин на обложке своего последнего альбома.предоставлено пресс-службой выставки

Виктория Мельникова