Найти в Дзене

Эмоции: зачем и как их проживать?

Оглавление

Эмоции – это неотъемлемая часть нашей жизни. Они возникают у нас с самого детства и не покидают нас ни на минуту. Есть такие дни, которые мы запоминаем на всю жизнь: день рождения, важный экзамен, крутой уикенд, - это те моменты, когда мы чувствуем что-то яркое: восторг, ярость, печаль, удивление, радость, страх. Когда мы принимаем важные решения, исполняем заветные желания, испытываем новые ощущения, эмоции ярче и сильнее. Сколько таких дней вы вспомните прямо сейчас? А что насчёт других дней?

«Счастье рождается из умения чувствовать»

Счастье возникает из умения чувствовать и эмоционально реагировать на события, улавливать свои и чужие эмоции, проявлять эмпатию, видеть ресурс и возможность развиваться во всем, что мы ощущаем, а также использовать страх, ярость, гнев и восторг для роста и развития.
Это и есть ключевой навык 21 века – эмоциональный интеллект.

Очень важно научить детей распознавать, называть, принимать и бережно проживать свои эмоции. Но зачем? Как это делать? Давайте разбираться.

Девочка не хочет идти в сад, ей грустно и больно расставаться с мамой. Но мама твердит: «Хватит плакать!», «Веди себя прилично!», «Если перестанешь плакать, куплю тебе конфетку»… И вот она изо всех сил старается заглушить свои эмоции, загоняя боль и тревогу в себя.

Или мальчик, которому и дела нет до конфет и игрушек, он просто не может пережить нахлынувшие чувства и не успокоится до тех пор, пока не начнет грызть ногти и т.д.

Или ситуация, когда ребёнок идёт в сад, потому что так сказали родители, позднее он также идёт в школу, без интереса поступает в университет, который был выбран не им самим… А потом, через десять лет окажется, что он каким-то образом прожил половину жизни и так и не научился слышать себя, испытывать радость от того, что дошел туда, куда хотел.

Зачем развивать эмоциональный интеллект?

- Чтобы лучше распознавать собственные эмоции: не путать гнев с огорчением, удивление с испугом, радость с раздражением и т.д.
- Чтобы понимать причины возникновения эмоций и управлять ими: в трудную минуту уметь вызвать у себя радость и воодушевление.
- Чтобы чувствовать эмоции других людей и помогать им: в нужный момент успокоить друга, обнять ребенка, когда он кипит от ярости.
- Чтобы использовать свои внутренние силы для достижения целей.
- Чтобы за счет собственных внутренних ресурсов стать счастливее и проживать свою жизнь полноценно и ярко.

В процессе воспитания детей часто учат тому, что есть хорошие и плохие эмоции. Такие выражения, как «не злись», «не плачь» дают ребёнку понять, что есть эмоции, испытывать которые плохо. Однако такое разделение является неверным.

Будучи уже взрослыми, многие люди отрицают в себе «плохие» эмоции, а также пытаются избежать эмоций, доставляющих им боль и дискомфорт. Каждый человек сталкивается с событиями, которые вызывают у него чувство боли, но боясь быть уязвимым, человек может принять решение не чувствовать боль. Люди отказываются от проживания данных эмоций. Однако непрожитые эмоции имеют свойство накопления. Что произойдет, если постоянно подавлять злость и страх в себе? Зачем скрывать раздражение, если его полезно выплеснуть наружу?

Эмоции – это реакции на ситуации; это сила, если их правильно использовать: не подавлять, а дать им право на существование и проявление.

У каждой эмоции всегда есть причина. И вместо того чтобы бороться с эмоцией, было бы хорошо разобраться, что она пытается нам сообщить.

Люди говорят: «Я чувствую себя неловко», «Состояние какое-то подавленное», «Чувствую себя плохо»… Но, к сожалению, не всегда точно могут определить какое конкретно чувство испытывают. Мы часто путаем стыд и вину, обиду и жалость к себе, гнев и отвращение.

До тех пор, пока мы не разберемся в своих эмоциях и их составляющих, наше состояние не улучшится.

На эмоции необходимо реагировать, а подавление эмоций негативно сказывается на состояние организма, что может привести к неврозам, депрессии, нервному напряжению, различным заболеваниям. Чтобы человек был здоров, мог накапливать потенциал благоприятных отношений с собой и окружающими, необходимо своевременное проживание эмоций.

Что значит «прожить эмоцию»?

Проживание эмоций – это часть навыка эмоциональной саморегуляции. То есть умения управлять своими эмоциями и реагировать адекватно событию.

-2

Прожить эмоцию – значит суметь заметить её, обозначить словами и понять причины появления.

1) Какая эмоция возникла? (Например, я получил двойку. Я злюсь, я расстроен);
2)
Оцените «яркость» эмоции по шкале от 1 до 10. (Злость выражена на 5 из 10, грусть на 8 из 10);
3)
При каких обстоятельствах возникла эта эмоция? (Эмоция возникла после того, как я увидел в дневнике отметку)
4)
Как я отношусь к этим обстоятельствам? Сопоставьте своё отношение к этим обстоятельствам и эмоции, которые возникли. (Я думаю, что это несправедливо, потому что я учил материал; я думаю, что я мог бы быть более внимательным при выполнении заданий).
5)
Помогает или мешает мне такое отношение к этим обстоятельствам? (Моя злость и грусть никак не влияют уже на произошедшую ситуацию).
6)
Подумайте, единственное ли это возможно отношение к происходящему? Какие ещё могут быть варианты?
 Поможет ли вам другой взгляд на ситуацию? (Плохие отметки случаются с каждым, от этого никто не застрахован, это грустно, но стал ли я от этого плохим / глупым человеком? – Нет);
7)
Как изменился градус эмоции по шкале от 1 до 10. (Злость спала на 2 из 10, грусть - на 5 из 10).

Понять своё состояние помогает оценка выраженности эмоции. Когда человек умеет регулировать свои эмоции, он может в зависимости от ситуации их усиливать или ослаблять. Таким образом, он лучше себя чувствует, у него остаются силы на то, чтобы удовлетворять свои потребности и добиваться поставленных целей.

Выражение эмоции – это тоже форма её проживания. Способы проживания эмоций:
1. Нарисовать эмоцию. Попробуйте взять листок, ручку, закрыть глаза и перенести эмоции из тела на бумагу.
2. Пропеть или прокричать. Попробуйте подобрать слово, которое подходит для эмоции, прокричите его несколько раз (тихо, громче и еще громче, и в обратном направлении).
3. Потанцевать. Включите музыку, закройте глаза, сфокусируйтесь на эмоции и просто дайте движениям быть.
4. Подышать. Попробуйте такие техники, как «дыхание по квадрату», «выдох облегчения» и др.

В современном мире всё больше возрастает роль кино. Кино проникает в различные сферы жизни человека. Мы смотрим кино по телевизору, интернету, в кинотеатрах. Просмотр кино - одна из самых популярных форм отдыха, согласно опросам Левада-центра занимает первое место в качестве формы досуга людей. 79 % опрошенных смотрят фильмы и сериалы хотя бы один раз в неделю.

Кино, помимо того, что выполняет развлекательные функции, также может быть полезным для познания и для иллюстрации разнообразных жизненных ситуаций. Благодаря просмотру фильма мы можем наблюдать со стороны, как ведут себя герои, как они принимают решения и к чему это может привести. Таким образом, кино является не только развлечением, но и средством к обучению.

Одной из важных проблем, которую решает кино, является актуализация и проживание эмоций. Благодаря механизму идентификации зритель находит в фильме героя, наиболее схожего с ним, и начинает сопереживать ему. Таким образом, зритель и герой становятся едиными, что позволяет человеку погрузиться в мир, в котором живет персонаж, и прожить всё вместе с ним, стать выбранным героем фильма.

В процессе проживания эмоций возможно испытывать различные страхи: страх боли, страх показаться уязвимым, страх стать плохим в глазах окружающих и многие другие. Фильмы позволяют не только прожить эти эмоции, но и прожить их безопасно, в безопасном окружении кинозала. Это может быть особенно полезно для тех, кто испытывает трудности в общении или для тех, кто стесняется проявлять свои эмоции в повседневной жизни.

Таким образом, кино не только доставляет удовольствие, но и может помочь нам научиться чему-то новому, позволяет нам прожить эмоции в безопасной обстановке и стать ближе к героям, которым мы можем сопереживать.

Источники:

1. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В.В. Бойко. – М.: Филинъ, 2017.
2. Изард К.Е. Психология эмоций / К.Е. Изард. СПб.: Питер, 2017.
3. Лаврентьева М.Ю. Роль кинофильмов в актуализации и проживании эмоций // Международный научный журнал «ВЕСТНИК НАУКИ» No 7 . – 2020.
4. Лэнгле А. Эмоции и экзистенция / А. Лэнгле / М.: Изд-во Гуманитарный центр, 2017.