Закончился период Троецарствие, но резкие изменения ещё долго не перестанут шокировать Поднебесную. Поднимется мятеж восьми ванов (291-306 гг.), шестнадцать варварских царств (304-439 гг.) вступят в противостояние и начнётся эпоха Южных и Северных царств (Нань-бэй-чао, 420-589 гг). В этой статье пойдёт речь о времени, когда кочевники вышли на тропу войны против Китая.
Содержание
1) Мятеж восьми ванов
2) Шестнадцать варварских царств
3) Северная Хань
4) Ранняя Чжао
5) Восточная Цзинь
6) Поздняя Чжао
7) Итоги
Мятеж восьми ванов
Смерть Сыма Яня(Цзинь У-ди), родоначальника династии Цзинь, в 290 г. привела к власти не самого способного из правителей, не пользующегося любовью подчинённых. Осложняло ситуацию то, что других сыновей прошлого императора насчитывалось 24 и все они обладали высокими титулами. Это закономерно закончилось войной, так как без неё, неизвестно куда бы привело государство правление такого человека, который сидел на троне. Участники бились за право контролировать монарха. Это получило название “мятеж восьми ванов” (291-306 гг.), хотя участников насчитывалось гораздо больше. Но регентских должностей, в итоге, добились лишь 8 человек. В 306 г. неудачливый “лидер” Поднебесной оказался убит наёмным убийцей.
После смерти прежнего царя ему наследовал его младший брат Хуай-ди. К его качествам можно отнести образованность, разумность и начитанность и его стиль правления в корне отличался от предыдущего монарха. Однако условия в которых пребывал он и его империя оказались гораздо сложнее, чем раньше. Государство было ослаблено войной, а на севере набирало обороты объединение из нескольких мелких племён. Выступление этого конгломерата получило название от южных китайцев “16 варварских царств”.
Шестнадцать варварских царств
Основными племенами были сяньби, распавшиеся в III веке на муюнов и тоба(тобгачей); цян и ди (предки тибетцев и тангутов); хунну (сюнну) , поселившиеся в Вэй и разделившиеся на 5 аймаков, которым управляли высшие сановники государства. Им подчинялось племя цзе, называемое “сюзеренами” кулы, т.е. рабы. Сяньби, к слову считаются предками монголов. Взаимоотношения Китая с "варварами" зависело от конъюнктуры. Если выгода состояла в том, чтобы заключать с ними союзы, правительство так и поступало. Если существовала необходимость в изоляции, то решение принимали соответствующее. Ну а если полагалось повоевать, то солдаты Поднебесной брали в руки оружие, когда могли.
Эти кочевые племена мастерски владели всадническим искусством. Хунну владели мощным луком, длиной в 140-160 см с очень упругой кибитью и тетивой с высокой степенью натяжения. Для того, чтобы, находясь на коне, такое крупное оружие не мешало, его со временем начали делать ассиметричным, устанавливая рукоять не по середине, а ниже. Стрелы также имели большой вес, длину и толщину (80 см - длина, 5-6 мм толщина) .
Приноровившись управлять такой мощью, сунну превратились в очень опасных воинов. Лошадь тоже должна была быть обучена соответствующим образом. В качестве защиты хунну могли использовать, в том числе, и латы, заимствованные от одного побеждённого народа, но массово это не распространялось. Это стесняло движение. Кроме того, они завладели стременем, что вылилось появление, можно сказать, рыцарской кавалерии среди варваров. Совокупность такого вооружения и мастерства, стало одной из причин силы этого объединения.
Все эти кочевые образования находились в сложнейшем положении по не вполне понятным причинам. Одной из таких был джут, т.е. падёж скота, вызванный голодом. Племена жили на севере, и холод и снег затрудняли доступ к замерзшей траве животным. Однако, подобное явление для кочевников не было редким случаем и всё это решалось банальным кочевьем. Сейчас же ситуация стала непреодолимой, причём для множества народов. И для них имело смысл начинать какое-то движение.
Северная Хань
Между государством и племенами сейчас шло время союзов, при которых играли свадьбы вождей кочевников и императорских дочерей. Отпрыски же племенной аристократии находились при дворе. Одного из таких звали Лю Юань. Он не только владел статусом вождя аймака сунну, но и являлся внуком китайской принцессы, как говорили, ещё Ханьских времён. Сыма Инь, родственник Хуай-ди, увидел в нём шанс, который возвысит самого члена царской династии, а потому предложил "варвару" стать символом объединения кочевых народов из числа хунну. Подобный выбор был обусловлен тем, что враги Сыма Инь, воспользовались подобной тактикой, но их выбор пал на сяньби.
Вокруг великого шаньюя Лю Юаня сплотилась кочевая армия в количестве около 50 тысяч воинов. Знать хунну советовала своему предводителю не противостоять сяньби, с которыми отношения сложились гораздо ближе, чем с китайцами, да и можно сказать, что в них было больше родственного. Но лидер не внял просьбе старейшин, заставив “коллег” по образу жизни отойти от границ Цзинь.
После этого он в 304 г. объявил себя Хан-ваном и создал государство Северное Хань, показывая, что имеет отношение к той самой династии по женской линии. Ближними соратниками Лю Юаня были полководцы - знатный храбрец и силач - кочевник Лю Яо, а также сбежавший раб из цзе, организовавший разбойничью группировку, который присоединился к конфедерации Ши Лэ.
В 305 г. сяньбийцы захватили Чанъан, перерезав кучу жителей, в 306 г. Сыма Иня китайские враги заставили совершить суицид. Это послужило поводом конфедерации объявить войну правителям Китая. К слову, к самой Поднебесной претензий у Лю Юаня не было, так как он получил китайское образование. Обосновался он в Пиньине (совр. Шаньси). Однако до успешного завершения противостояния он не дожил и ему наследовал Лю Цун.
Кочевники из числа цзе ворвались на территорию ослабленного Цзинь и захватили его. В 311 году вторженцы дошли до Лояна, столицы покорённого государства, и спустя некоторое время осады, измождённые и уставшие от нескончаемых войн жители города впустили войска неприятеля. Хуай-ди попытался сбежать, но был пойман, пленён и перевезён в главный город “варваров” Пинъян. Его положение напоминало обстоятельства, в которые попал римский император Валериан в плену у сасанидского царя Шапура I. Китайского монарха переодели в раба и относились к нему соответствующе. Он прислуживал на пирах.
Следом, в 316 году, был занят город Чанъань в качестве второй столицы. Царство переживало тяжелейшие времена, а людям было ещё тяжелее. Они занимались каннибализмом из-за голода, чтобы выжить. Завоеватели уничтожили большое количество китайцев и относились к ним как к мусору. Только от голода погибло 2⁄3 населения из тех, что не сбежали. Толпы крестьян и представителей сильных домов перебирались на ранее не развитый юго-восток, где, в свою очередь, из-за этого образовался новый очаг власти, формирующийся в новое государство Восточное Цзинь (317-420 гг.). Некоторые данные говорят о миллионе сбежавших от участи рабского существования и безудержного насилия. Китай очень изменился для него стали нормой жестокость и произвол, противоречащие конфуцианской философии.
Те, кто не смирился с новым положением и имел какие-то возможности, натравливал на хунну тобгачей. Таким образом даже получилось отвоевать Чанъань. Из-за опасений, что люди ещё сильнее консолидируются и попытаются освободить пленённого монарха, так как мандат Неба, по их мнению, не исчерпал себя для этого человека, Лю Цун казнил его. Далее он выступил в Сиань, где обитали члены двора бывшего императора, после чего захватил его и устранил всех сторонников казнённого.
В 318 году сам Лю Цун умер и ему наследовал Лю Цан. При нём возвысился чиновник, предположительно, китайского происхождения Цзинь Чжун. Его родственники командовали дворцовой стражей и конницей, а также он смог завоевать лояльность придворных. Это помогло ему организовать заговор после смерти отца императора. Сына последнего ждала смерть, как и всех его родственников. Те приняли свою участь перед глазами зевак на площади рынка. Все тела членов династии, которые к тому моменту были мертвы, подверглись осквернению, храм их предков сожгли. Главный заговорщик присвоил себе титул вана.
Итоги
Поднебесная переживала сложный период, когда северные варвары захватывали Китай и местные жители от этого чертовски страдали. В результате, те из знати, кто смог спастись, основали новое царство Восточная Цзинь. Вместе с ними сбежали и малая часть населения захваченных территорий, образовавшая костяк нового государства. Тем временем, в местах, которым не повезло проходили попытки свергнуть захватчиков. Ну а что из этого вышло, это уже другая история.
Как вы думаете, почему кочевники выигрывали? Пишите комментарии, ставьте лайки, подписывайтесь! Благодаря Вам канал развивается! Спасибо за внимание!