Вопрос о Мессии очень актуален. Эта тема одна из ключевых в т.н. авраамических религиях. Однако, если для иудеев и христиан вопрос о том, кто является Мессией — невероятно принципиален, то из разговоров с мусульманами может сложиться устойчивое впечатление, что они даже и не понимают, кем должен быть Мессия, что значит само имя Мессии и что Он должен сделать, и, соответственно, обличают самих себя, когда говорят, что любят Иисуса и признают Его Мессией.
Итак, что же означает имя Мессия? Мессия, или по-гречески Христос, означает «помазанника» и оно произошло от помазания священным миром, через которое подаются дары благодати Святого Духа. В Ветхом Завете «христами» (помазанниками) могли называть первосвященников, царей и пророков.
Однако Мессия, обсуждаемый нами, является не просто обычным помазанником — Он есть особо предвозвещённый пророками потомок царя Давида и Искупитель Израиля, приходящий с особой миссией избавления людей, и сочетающий в Себе все 3 вышеперечисленные должности — в каковые и был помазан Иисус. Впрочем не общим с другими образом, но преимущественно пред всеми другими помазанными, как говорит о Нем псалмопевец:
«Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих» (Пс. 44:8).
Здесь должно разуметь помазание от Духа Святого; поскольку Он помазан был Духом Святым, по сказанию пророка Исаии:
«Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим» (Ис. 61:1).
Эти слова Иисус относит к Самому Себе:
«Ныне исполнилось писание, слышанное вами.» (Лк. 4:21).
Таким образом, Иисус, Благословенный Сын Божий, называется Помазанником потому, что Его человеческой природе безмерно сообщены все дары Святого Духа: Ему в высочайшей степени принадлежит ведение Пророка, святость Первосвященника и могущество Царя.
Тут мусульманам может показаться, что христианское учение сходно с исламом в том, что Христа тоже признаёт за Пророка. Однако все три звания, которые принадлежат человеческой природе Христа, не имеют ничего общего с исламским вероучением. Даже звание Пророка.
Потому, что несмотря на то, что, как Пророк, Христос был и тем, кто знал будущее, в первую очередь под пророческим служением Мессии подразумевается совсем другое, что обычно понимают мусульмане (об этом чуть ниже).
В следующих частях поговорим про звания Первосвященника и Царя, а также про Божественную природу Христа.
Царь
Итак, грядущий Мессия, которого ждали евреи, должен быть Царем – это мы находим во множестве мест Свящ. Писания Ветхого Завета:
1) «Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится» (Дан.7:14).
2) «Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею; возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя; проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе; Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника». (Пс.2:6-9)
3) «Престол Твой, Боже, вовек; жезл правоты — жезл царства Твоего. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих.» (Пс.44:7-8)
4) «Ибо младенец родился нам — Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это.» (Ис.9:6-7)
5) «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной.» (Зах.9:9)
К последнему стиху апеллировал Иисус, совершив триумфальный въезд в Иерусалим на ослице и молодом осле, когда хотел показать, что Он есть тот самый обещанный Мессия, Царь Израиля.
Некоторые, однако, могут выразить недоумение, сказав: «как Иисус может быть тем самым обещанным Царем, если Он так и не царствовал?». Ответ очень простой: Христос уже воцарился, и царствует прямо сейчас после победы над смертью и Собственным воскресением.
После этого Господь вознесся на небеса и воссел одесную Бога-Отца. Вознесся Он по человеческой природе, потому что как Бог, Он всегда был на небе и на всяком месте. Царствует сейчас Он в Церкви, Главой которой Он является, а также над всем миром, потому что Он есть Бог всяческих.
В конце Христос придёт во второй раз, но уже не в образе раба, а как Царь и Бог, чтобы судить живых и мёртвых, убьёт нечестивого духом Своих уст (Ис.11:4), уничтожит всякую неправду, и установит Царство Небесное.
В связи с этим Господь Иисус Христос есть поистине величайшая слава Израиля – т.к. это величайшая честь для любого народа, чтобы Всемогущий Бог воплотился среди него для спасения человеческого рода, а потом вечно царствовал в Своём Небесном Царстве.
Первосвященник
Во-вторых, Христос (Мессия) должен быть Первосвященником. Но не просто первосвященником (потому что священниками могли быть только потомки Аарона из колена Левия), а священником по чину Мелхиседека: "Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека." (Пс.109:4)
Всё это означает сразу несколько вещей:
1)священство Мессии будет нескончаемо («клялся Господь и не раскается», «Ты священник вовек»);
2)это означает перемену священства и окончание ВЗ, "Потому что с переменою священства необходимо быть перемене и закона." (Евр.7:12);
3)Христос будет священником не только иудеев, но и остальных народов, потому что Мелхиседек, которому дал десятину Авраам, сам был священником не иудейским, а из неевреев;
4)Христос будет не как прочие священники: «тех священников было много, потому что смерть не допускала пребывать одному; а Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее, посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них.» (Евр. 7:23-25);
5) И наконец, Мессия принесёт не такую жертву, какую приносили священники из рода Левия, Он принесёт в жертву умилостивления Самого Себя и притом однажды: «Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес, который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого. Ибо закон поставляет первосвященниками человеков, имеющих немощи; а слово клятвенное, после закона, поставило Сына, навеки совершенного.» (Евр. 7:26-28).
О том, что Мессия будет страдать и принесёт Себя в жертву за грехи людей, также говорили ветхозаветные пророки.
Самое известное и явное пророчество о страдании и искупительной жертве Мессии принадлежит пророку Исайи: «Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лицо свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его.
Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились.» (Ис.53:3-5), у которого вся 53 глава посвящена Мессии Искупителю.
Однако о страданиях и смерти Мессии писал не только пророк Исаия:
«13. Множество тельцов обступили меня; тучные Васанские окружили меня,
14. раскрыли на меня пасть свою, как лев, алчущий добычи и рыкающий.
15. Я пролился, как вода; все кости мои рассыпались; сердце мое сделалось как воск, растаяло посреди внутренности моей.
16. Сила моя иссохла, как черепок; язык мой прильпнул к гортани моей, и Ты свел меня к персти смертной.
17. Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои.
18. Можно было бы перечесть все кости мои; а они смотрят и делают из меня зрелище;
19. делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий»[5] (Пс.21:13-19)
«А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце» (Зах.12:10)
"Семьдесят седмин определены для народа твоего и святого города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святой святых.
Итак, знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится народ, и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена.
И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения." (Дан. 9:24-26)
В последнем пророчестве так же мы видим полную временную хронологию предания смерти Иисуса и разрушения Иерусалима римлянами в ходе иудейской войны.
Пророк
Далее. Мессия должен быть Пророком. И не просто пророком (какими были многие пророки в ВЗ), а пророком подобным Моисею (Второзаконие 18 глава)
1) Как видно из Втор.18:15, этот Пророк должен быть евреем.
2) Этот Пророк должен совершать великие чудеса подобно Моисею (Втор.34:10-11).
3) Пророк сей будет общаться с Богом лицом к лицу (Исх.33:11 сравни с Мф.11:27, Ин.7:29, Ин.6:46, Ин.10:15).
4) Пророк сей заключит Завет и будет посредником при заключении Завета. Господь Иисус Христос как вечный Бог, воспринявший человеческую плоть, говорил через неё (человеческое естество) с людьми, как и Моисей передавал слова Божьи после общения с Господом народу Израильскому (Втор.5:24-28). Таким образом, вочеловечевшись, Господь Иисус Христос стал посредником между Богом и людьми, небом и землею. И заключил Завет, закреплённый кровью, как и Моисей сделал (Исх.24:8, Мф.26:28).
5) Как Моисей вывел людей своих из египетского плена (рабства), так и Господь Иисус Христос вывел Своих людей из рабства греха и ввёл в Царство Божие.
Как мы теперь можем видеть, Мухаммед, например, не соответствует ни одному из вышеперечисленных 5 пунктов: он не был евреем, он не совершал великих чудес, он не имел постоянного общения с Богом лицом к лицу, он не заключал Завет и не был посредником заключения Завета, он не освобождал народ Божий из рабства.
Вечный Бог и Сын Божий
И наконец, касательно того, кем должен быть Мессия – должен Он быть Вечным Богом, Сыном Божьим, из Вечности рожденным из собственного естества Бога-Отца:
1) "И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных." (Мих.5:2)
2) "От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь." (Ис.53:8)
3) "Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих. Жезл силы Твоей пошлет Господь с Сиона: господствуй среди врагов Твоих. В день силы Твоей народ Твой готов во благолепии святыни; из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое (по переводу 70-ти иудейских толковников: из чрева прежде денницы Я родил Тебя)." (Пс.109:1-3)
4) "возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя;" (Пс.2:7)
5) "Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих." (Пс.44:8)
6) "Ибо младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира." (Ис.9:6)
7) "Ликуй и веселись, дщерь Сиона! Ибо вот, Я приду и поселюсь посреди тебя, говорит Господь. И прибегнут к Господу многие народы в тот день, и будут Моим народом; и Я поселюсь посреди тебя, и узнаешь, что Господь Саваоф послал Меня к тебе." (Зах.2:10-11)
8) В Захарии 2:10-11 вообще «возмутительная» ситуация. В еврейском тексте вместо слово «Господь» стоит имя Яхве. Так вот, Яхве придет и поселится посреди Израиля, и самое главное – Яхве пошлёт Яхве.
Кем считал Себя Иисус?
Теперь, что касается самоосознания Самого Иисуса. Нужно сказать, что на страницах Евангелий Господь во множестве мест относил к Себе всё, что подобало обещанному Мессии. Приведём лишь основные моменты: Царь (Мф.25:31-46), Первосвященник (Мф.26:28, Лк.24:46-47), Пророк подобный Моисею (Ин.5:46), Сын Божий (Ин.5:28) и прочие места.
Вместе все 4 вышеизложенных пункта Иисус вкратце заключил о Себе, когда ублажил Петра за его правильное исповедание Христа:
"За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты — Христос, Сын Бога Живаго.
Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф.16:14-18)"
Здесь Пётр в 2-х понятиях выразил всю полноту личности и званий Мессии: в имени «Христа» Его человеческую природу и звания Пророка, Первосвященника и Царя, а в именовании «Сын Бога Живого» - божественную природу Спасителя. То, что под именем Сына Божьего подразумевается подлинное, исключительное Божье Сыновство, рождение из Божьего естества, а не в том, в каком сынами Божьими называли некоторых людей и Ангелов – доказывает собственно ублажение Иисусом Петра (иначе что особенного сказал бы тогда Пётр).
Во-вторых, то, что Христа уже до этого дважды Его ученики так называли (Ин.1:49, Мф.14:33), однако Он их за это не похвалил, потому что они Его Сыном Божьим имели в виду не в собственном смысле, а в переносном.
Примечательно, что из всех приведенных вариантов Господь принимает лишь тот, который предлагает Ему апостол Пётр. Он как бы говорит Петру: «Ошибаются те, кто считает Меня Иоанном Крестителем. Ошибаются те, кто считает меня Илией или Иеремией. Ошибаются и те, кто считает меня одним из пророков.
Но ты, Симон, сын Ионин, не ошибаешься, называя Меня Сыном Божиим, и на камне этой веры в Божественность Иисуса Он воздвигнет Церковь Свою, которую не одолеют врата ада». Христос не оставляет никакого шанса критикам христианства, отвергающим Его Божественное достоинство, ибо мнение, согласно которому Спаситель является лишь “одним из пророков”, отвергается Им как ложное.
Но если и этого будет недостаточно и кто-то захочет сказать, что Сын Божий — это еще не Бог, и что, если бы Иисуса назвали Богом, Он это бы отвергнул – то приведём другое место в Евангелии, в котором апостол Фома называет Христа своим Господом и Богом:
«После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин. 20:26-29).
Знаменательно, что Христос не только не опровергает Фому, как, например, поступили в похожей ситуации апостолы Павел и Варнава (Деян.14:15), но наоборот, признает его исповедование за символ веры (стих 29-й).
Совершенно очевидно, что только христианство соответствует учению Христа и, соответственно, по-настоящему любить Мессию и правильно верить в Него можно лишь будучи христианином, приняв Его как своего Спасителя и Бога.