Найти тему
914 подписчиков

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА (ч.109): С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ ИОАНН ПИСАЛ СВОЁ ЕВАНГЕЛИЕ

«Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не написано в книге этой. Это же написано, чтобы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Ин. 20:30, 31).

Стихи 30, 31. После того, как он записал слова Иисуса о том, что блаженны не видевшие Его, но уверовавшие (20:29), Иоанн показал практическое применение этого принципа на примере своих читателей. Их вера возникнет не после личного общения с воскресшим Господом, не в результате прикосновения к Нему, но после прочтения свидетельства Иоанна, очевидца описанных событий, об Иисусе.

Апостол объяснил, что за время Своего служения «сотворил Иисус много… и других чудес, о которых не написано в книге этой» (см. 21:25). Иоанн тщательно отобрал из множества совершённых Иисусом «чудес». По сравнению с Синоптическими Евангелиями в книге Иоанна рассказано лишь о нескольких из них. Мы читаем о семи чудесах в первой части его евангелия, которую называют «Книгой чудес» (главы 1—12), а также величайшем из чудес: смерти и воскресении Иисуса. «Много других чудес» было совершено «пред учениками»; они были их очевидцами.

Иоанн писал об этих чудесах, «чтобы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий». Из всех авторов евангелий только Иоанн так предельно ясно высказался о своей цели. Однако несмотря на ясность его слов, они вызвали разные мнения относительно того, как их следует понимать. Следует ли из слов Иоанна то, что его целью было научение христиан или же евангелизация тех, кто ещё не были христианами? Как и в случае с 19:35, где одна и та же мысль выражена в одном и том же текстуальном варианте, сохранившиеся манускрипты делятся в зависимости от того, как следует понимать «чтобы вы уверовали» — как сослагательное наклонение настоящего времени пистеуэте или как сослагательное наклонение в форме аориста пистеусэте. Первый вариант означает, что целью Иоанна было научить христиан, которые уже верили в Иисуса, тогда как второй указывает, что его целью было евангелизировать неверующих, чтобы они пришли к вере в Иисуса.

Это тот случай, когда альтернативные толкования не являются взаимоисключающими. Хотя общее направление Евангелия от Иоанна, несомненно, является евангелизационным, в книге неоднократно делается акцент на важности сохранения и укрепления веры, на постоянном пребывании в Иисусе. Как понимали слова Иоанна первые читатели? Для неверующих читателей его слова имели евангелизационное звучание, поскольку приводили их к вере в Иисуса Христа; но при этом они также укрепляли веру тех, кто уже уверовали. Иоанн хотел, чтобы люди уверовали, но он также хотел, чтобы они оставались верными. Его евангелие показывает, что Бог печётся обо всех людях и действует для спасения всего человечества. Эта Его забота и действие проявились в том, что Иисус стал плотью. Иоанн хотел, чтобы люди и поверили, и продолжали верить. В частности, когда Иоанн говорил о «вере», он имел в виду веру «в то, что Иисус есть Христос», и что Иисус есть «Сын Божий». Эти два выражения фактически являются синонимичными, хотя иудеи воспринимали более болезненно то, что Иисус был «Христос», чем то, что Он был «Сыном Божиим». Они отказывались верить, что между Мессией и Отцом были такие близкие отношения, как описал их Иоанн.

Эти чудеса не были самоцелью; они указывали на Иисуса. Те, кто откликаются на эти чудеса в вере, будут иметь жизнь во имя Его. Однако как чудо не является самоцелью, так и вера. Вера — это средство обретения жизни. Иисус пришёл, чтобы дать жизнь и дать её с избытком (10:10). Иоанн записал достаточно из того, что говорил и делал Иисус за время Своего земного служения, чтобы помочь людям уверовать, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, таким образом, обрести «жизнь во имя Его».

«Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не написано в книге этой.