Найти в Дзене
Блог студии Снегири

Как сценаристу работать на телевидении?

Час пик
Час пик

Работа сценариста на телевидении несколько отличается от других форматов. И сейчас, когда многие каналы создают свой контент не только для ТВ, но и для своих интернет-платформ, особенно интересно и важно разобрать специфику работы сценариста сериалов в ТВ-формате.

Об особенностях и требованиях телевизионного формата, а также о том, как работать и преуспеть на ТВ и поговорим.

Основные форматы на телевидении

Первое, о чем стоит упомянуть, прежде чем приступать к работе над вашим телевизионным сценарием, убедитесь, что вы изучили основы сценарного мастерства и писательского дела в целом. Потому что прежде чем решать, хотите ли вы работать сценаристом сериалов на ТВ или где-то еще, нужно научиться базовым знаниям, которые одинаково важны для любого формата.

Самое главное отличие сценария фильма для большого экрана и телесериала - это заказчик. Когда дело касается кинотеатров, продюсер заинтересован в авторах, у которых есть уникальный голос, и которые могут рассказать историю, как никто другой. Он ищет оригинальную историю.

Телевизионный продюсер тоже хочет этого, но ему нужна такая история, которую он сможет повторять снова и снова, а потом еще раз. И еще раз. И с годами такая история не должна становиться хуже, а, наоборот, по-прежнему притягивать зрителей к экранам.

Это факт, что сейчас на экраны выходит огромное количество сериалов, и многие из них не вписываются в традиционные форматы. И тем не менее, большинство из них пока строятся по стандартным схемам.

Существует два основных формата:

  • Шестидесятиминутная драма
  • Тридцатиминутная комедия

Соответственно, когда будете писать, ориентируйтесь в первую очередь именно на эти форматы, так как остальное, скорее всего, исключение из правил. В то же время сейчас набирает популярность жанр драмеди, пожалуй, на него вам тоже стоит обратить внимание.

И тот, и другой формат подразумевает структуру сценария из пяти актов и тизер. Держите это в голове, когда приступите к работе.

Идти к продюсеру нужно не с пустыми руками. Сценарист сериалов, даже начинающий, должен продемонстрировать, что готов работать над несколькими сериями и способен разрабатывать разные идеи.

Поэтому советуем вам создать полноценное портфолио, в которое вы включите:

  1. Сценарий эпизода для сериала, который уже идет по ТВ.
  2. Сценарий пилотной серии нового сериала.

Имея в портфолио два таких текста вы покажите, что, с одной стороны, хорошо ориентируетесь в том, что сейчас происходит в индустрии, понимаете как она устроена и способны стать одним из авторов канала ( для этого нужен текст №1).

С другой стороны, вы сможете продемонстрировать свое уникальное видение и талант (а для этого - текст №2).

При этом, не замыкайтесь в одном жанре, когда будете работать над портфолио. Если ваш пилот - драма, то сделайте дополнительный эпизод к уже идущему на ТВ комедийному сериалу. Так вы покажите свой профессиональный универсализм. Давайте разберем, что нужно для этих двух типов сценариев.

Сценарий эпизода сериала, который уже идет на ТВ

  • Актуальность сериала

Не выбирайте сериал, который уже закончился. Даже если он очень популярный и его все еще крутят по всевозможным каналам. Это уже неактуально.

  • Компетентность

Ваша основная задача не в том, чтобы стать частью конкретного шоу, а в том, чтобы проявить себя, показать свое понимание жанра, особенностей развития конкретного сюжета и свой уникальный голос. Одним словом - доказать свою компетентность.

Интерес к конкретному каналу вы сможете продемонстрировать, во-первых, в сопроводительном письме или интервью, а во-вторых, написав подходящий ему пилот. Этот эпизод - ваша визитка.

  • Вселенная сериала

Не пытайтесь написать альтернативную версию истории. Когда пишете дополнительный эпизод к уже существующему сериалу, не надо выбирать, например, финальную серию. У шоу есть свои сценаристы сериала и шоураннеры. Именно они придумали этих персонажей, это их детище.

Будьте аккуратны, изучите сериал и героев досконально, напишите хороший эпизод, в котором герои претерпят изменение, но чтобы это изменение было в рамках тех свойств и особенностей, которыми уже обладают персонажи. Помните, что они  также должны вписываться в созданную авторами шоу реальность.

  • Соавторство

Это умение пригодится вам в будущем, потому что скорее всего, работая на канале или в студии, вы будете работать в соавторстве, а значит уметь адаптироваться и взаимодействовать с чужим материалом.

Сценарий пилотной серии

  • Специфика сериала

Главное отличие сериала от фильма в том, как развивается действие. Мы знаем, что в основе структуры сценария лежат изменения характера главного героя. Так вот в формате сериала эти изменения происходят намного медленнее. Некоторые персонажи вообще не претерпевают никаких изменений, а главные герои проходят этот путь маленькими шажками.

  • Создание персонажа

Вы должны работать над созданием персонажа так, чтобы зритель только к концу сериала понял, какой путь прошел герой. И за это время успеть сродниться с ним, раскрыть его со всех сторон и в полной мере почувствовать все его особенности.

В этом одна из самых важных задач сериала - сроднить зрителя и героя. Еще одна причина, по которой изменения должны происходить постепенно - никогда не знаешь, продлят ли сериал на следующий сезон. А если продлят, нужно, чтобы было, что рассказать. Необходимо развитие.

Как получить работу сценариста на телевидении

  • Постоянно тренироваться

Пишите описания и логлайны к каждому сериалу и фильму, которые смотрите. Так вы сможете разгадать их структуру.

Транскрибируйте серии. Так вы сможете понять, как работают диалоги.

  • Много смотреть

В идеале - пересмотрите все, что вышло за последние пару лет на разных каналах. Ищите рейтинговые таблицы и данные по сериалам.

Так вы сможете понять, что нравится современному зрителю, а заодно сможете понять, какой телеканал ближе именно вам.

  • Сохранять динамику

Как только приступите к работе, постоянно держите в голове, что телевизор можно быстро переключить, в отличие от фильма в кинотеатре. А это значит, что ваш сценарий должен быть увлекательным с первых секунд.

  • Не забывать про бюджет

Как бы это не было грустно, но любое творчество всегда напрямую связано с бюджетом. Помните, что хоть сериал и длиннее, чем фильм, бюджет, скорее всего, будет меньше.

А если это многосерийное шоу, новые эпизоды будут писаться и сниматься чуть ли не каждую неделю. Поэтому ваш сценарий должен быть таким, чтобы его можно было легко адаптировать под реалии телевизионных бюджетов.

  • Уделять время оформлению

Помните, что есть определенные требования к шрифту и формату. Редактору очень не понравится, если ваш текст не будет им соответствовать. Изучите эти форматы, а также программы, в которых работают профессиональные сценаристы.

Да, конечно, может показаться, что в телевизионном формате ограничений больше, чем хотелось бы - бюджеты, рекламное время, схемы развития сюжета и персонажа. Но для сценариста сериала работа на телевидении и все обстоятельства с этим связанные - это не ограничения, а дополнительные возможности.

Больше материалов:

Сколько зарабатывают сценаристы?

22 правила повествования студии Пиксар

Как оценить свою идею?

Материал студии Снегири.