В декабре 1940 года в недрах Третьего рейха появился план нападения фашистской Германии на СССР, более известный как план «Барбаросса». По нему Вермахт должен был в ходе молниеносной войны разбить Красную армию и за три месяца выйти на линию Архангельск-Астрахань. Однако советские войска сорвали этот план и не позволили немцам закрепиться у берегов Волги. Но главное, советская промышленность постоянно наращивала оборонные поставки и Красная армия с каждым месяцем становилась все сильнее. Но как такое могло произойти?
На второй день войны был создан совет по эвакуации. Под его руководством была проведена не имеющая аналогов в мировой практике эвакуация промышленных предприятий и людей в Поволжье, восточную и западную Сибирь, Казахстан, среднюю Азию и конечно же на Урал. В 1941-1942 годах именно на Урал было эвакуировано оборудование более 700 предприятий, что значительно усилило его военно-промышленный потенциал По указанию государственного комитета обороны в Челябинске, Нижнем Тагиле и Свердловске были созданы три танковых завода-гиганта. Именно на урале появился на свет танк ИС (Иосиф Сталин) – самый мощный по тем временам тяжелый танк в мире. Именно уральские конструкторы впервые в мировой истории разработали дизельный двигатель для бронированных боевых машин и первыми поставили на поток изготовление танков. Челябинский завод имени Колющенко выпускал знаменитые «Катюши», а бывшая табачная фабрика снаряды для них и торпеды для подводных лодок Было очевидно – Третий рейх может надеяться на победу только если остановит работу эвакуированных заводов и нацисты во что бы то ни стало, решили сделать это.
К осени 1942 года нацистская армия захватила аэродромы в Сталинградской области, что давало фашистам возможность использовать тяжелые бомбардировщики, такие как «Юнкерс» и «Фокевульф» для того, чтобы атаковать промышленные объекты на Урале. Однако у Волги немцы встретили такое сопротивление, что не могли позволить себе отвлечь авиацию для выполнения задач в глубоком советском тылу. Самолеты Люфтваффе были задействованы прежде всего в Сталинградской битве. И тем не менее, она завершилась разгромом фашистов и их союзников. К началу 1943 года Красная армия отодвинула фронт на 300 километров и перечеркнула нацистский план уничтожения промышленности Урала.
Новую идею уничтожения советской оборонки выдвинул рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер. Осенью 1943 года у него возникла идея совершения диверсионной акции глубоко в тылу советских войск. Операция получила название «Ульм». В группу отобрали 70 человек из числа молодых русских эмигрантов и бывших военнопленных РККА – тех, кто был родом с Урала, хорошо знал местный ландшафт ну и конечно, ненавидел советскую власть. Руководил обученекм гауптштурмфюрер СС Отто Скорцени, которого называли любимым диверсантом Гитлера.
Группа «Ульм» должна была уничтожить ключевые объекты промышленности в Магнитогорске – электростанции, которые снабжали предприятия энергией и танковые заводы Урала. Но этим планам было не суждено осуществиться. Незадолго до высадки немецких диверсантов в советском тылу Георгий Пяткин, начальник особого отдела 1-й Ленинградской партизанской бригады организовал удивительную операцию под кодовым названием «Крах Цеппелина». Партизаны провели ее дерзко и неожиданно в новогоднюю ночь с 31 декабря на 1 января 1944 года. Прямо из диверсионной школы «Цеппелин», которая находилась под Псковом (эта территория на тот момент была оккупирована гитлеровцами) они захватили и переправили в тыл очень ценные документы. Эти документы позволили советской контразведке обезвредить десятки диверсантов, но главное получить точную информацию о новой операции «Ульм» – той самой, с помощью которой немцы надеялись парализовать оборонную промышленность Урала.
Ночью 18 февраля 1944 года с самолета немцы сбросили в безлюдном месте в лесу первую группу диверсантов. По плану операции группа должна была десантироваться в 200 километрах от Свердловска, выйти к Тагило-Кушвинскому промышленному узлу и подать по рации сигнал о готовности к действию. После его получения из Риги должен был вылететь еще один самолет со второй группой. Затем скоординированные действия двух отрядов должны были привести к остановке промышленности Урала.
Однако диверсантов уже были готовы встретить бойцы СМЕРШ по всему Уралу. Нижнетагильский отдел НКГБ усилил охрану Кизеловской ГРЭС, у мостов через реки организовал скрытые засады, однако диверсанты как сквозь землю провалились. Позже выяснилось, что при десантировании возникли серьезные проблемы – из-за сильного ветра и плохой видимости пилот ошибся в навигации и высадил группу в 300 километрах от заданного места высадки. В результате крайне жесткого приземления была разбита рация. Из 7 диверсантов от полученных травм и последующего обморожения и голода погибли четверо. В их числе и командир группы, бывший белоэмигрант гауптшарфюрер СС Игорь Тарасов. Трое оставшихся участников группы в форме красноармейцев смогли добраться до ближайшего населенного пункта, где сдались сельскому милиционеру. В итоге руководство СС решило не отправлять на Урал вторую группу.