Путь к успеху с маркетинговой стратегией компании
Кому будет интересна маркетинговая стратегия компании?
Для начала выделим те категории специалистов, которые будут особо заинтересованы в разработке маркетинговой стратегии организации.
- Руководители. Им нужно знать избранный маркетинговый план для того, чтобы в соответствии с ним организовать и синхронизировать работу отделов организации.
- Маркетологи. На них возложена важная задача по практической реализации стратегии.
- Рядовые сотрудники. Особенно это касается специалистов по коммуникациям с внешним миром. Во время общения с клиентами и партнерами им нужно поддерживать имидж фирмы, который соответствует утвержденному маркетинговому плану.
На какие вопросы поможет ответить маркетинговая стратегия компании?
Кому-то представленный ниже список может показаться неполным. Однако, напомним, что стратегии маркетинга столь разнообразны, что общие шаблоны и матрицы могут работать в одних случаях и быть полностью бесполезны в других. Например, для одной сферы деятельности (продажа бытовой электроники) существует большой выбор рынков, а для другой – рынок считается довольно размытым понятием (частная адвокатура).
Итак, не претендуя на окончательность, мы представляем свой вариант списка важных вопросов бизнеса, на которые получим ответ после разработки маркетинговой стратегии организации.
- На каком рынке/рынках будут наиболее востребованы ваши товары или услуги?
- На какие потребительские сегменты делится рынок?
- Как выглядит целевая аудитория для товаров или услуг?
- Что из себя представляют главные конкуренты на рынке?
- Что может противопоставить компания в борьбе с конкурентами?
- Как правильно построить образ бренда?
- В чем заключаются ключевые характеристики бренда?
- В чем заключаются ключевые характеристики продуктов (товаров или услуг)?
- Как расширить ассортимент продуктов?
- Как выстроить политику ценообразования?
- Как определить наиболее эффективные каналы продаж?
- Как правильно продвигаться на рынке (рекламировать свои товары или услуги)?
Примеры удачной разработки маркетинговой стратегии
Перед тем, как перейти к описанию шагов по разработке маркетинговой стратегии организации, давайте рассмотрим несколько удачных примеров того, как она может работать на практике. Причем в большинстве случаев мы не можем увидеть всего замысла целиком, а наблюдаем только отдельные черты маркетингового плана и акценты, которые сделаны на те или иные его составляющие.
- Акцент на качество. Проблема была в том, что продукция Apple была довольно дорогой, но внимание к потребностям пользователей перевесило все! В магазинах Apple Store потребителям разрешили не только посмотреть на товары, но также и испытать их в действии. Люди получали позитивные эмоции от использования гаджетов, на что и была рассчитана тщательная разработка продукта с учетом мельчайших деталей.
- Радость обладания. Apple создала у покупателей ощущение того, что они не просто приобретают качественный товар, но и поднимают тем самым свой статус. Это стало возможно благодаря стильному дизайну фирменных магазинов, особой упаковке товаров и, конечно, высокому качеству, что в итоге давало людям эстетическое удовольствие от покупки. Более того, покупатели были готовы за несколько дней до старта продаж занимать очереди в магазин за покупками нового продукта.
Ступени разработки маркетинговой стратегии
- Исследование используемых и потенциальных рынков;
- Оценка текущей позиции компании;
- Изучение конкурентов;
- Постановка целей маркетинговой стратегии;
- Сегментация рынка;
- Определение целевой аудитории;
- Разработка брендинга (продукт, цена, продажи, продвижение);
- Анализ вариантов стратегий;
- Выбор стратегии;
- Экономическая оценка выбранной стратегии;
- Разработка инструментов контроля за реализацией стратегии.