Найти тему
ФолкиЯ

Быль и небыль: оборотни и упыри у славян

Упыри

«Бал был очень многолюден. После шумного вальса Руневский отвел свою даму на ее место и стал прохаживаться по комнатам, посматривая на различные группы людей. Ему бросился в глаза человек, по-видимому, еще молодой, но бледный и почти совершенно седой. Он стоял, прислонясь к камину, и с таким вниманием смотрел в один угол залы, что не заметил, как пола его фрака дотронулась до огня и начала куриться. Руневский, возбужденный странным видом незнакомца, воспользовался этим случаем, чтоб завести с ним разговор.

- Вы, верно, кого-нибудь ищете, - сказал он, - а между тем ваше платье скоро начнет гореть.

Незнакомец оглянулся, отошел от камина и, пристально посмотрев на Руневского, ответил:

- Нет, я никого не ищу, мне только странно, что на сегодняшнем балу я вижу упырей!

- Упырей? – повторил Руневский. – Как упырей?

- Упырей, - подтвердил очень хладнокровно незнакомец. – Вы их, бог знает почему, называете вампирами, но я могу вас уверить, что им настоящее русское название «упырь», а так как они происхождения чисто славянского, хотя встречаются во всей Европе и даже в Азии, то и неосновательно придерживаться имени, исковерканного венгерскими монахами, которые вздумали было все переворачивать на латинский лад и из упыря сделали вампира. Вампир, вампир! – повторил он с презрением. – Это все равно, что если бы мы, русские, говорили вместо «привидения» «фантом» или «ревенант».

Отрывок из произведения Алексея Толстого «Упырь»

УПЫРЬ - перекидыш, перевертыш, оборотень, бродящий по ночам ведьмаком, волком или пугачем и засасывающий людей и скотину; кровосос. Злые знахари, по смерти, бродят упырями, и чтобы угомонить их, раскапывают могилу и пробивают труп осиновым колом.

Самые ранние свидетельства упоминаний об упырях сохранились еще со времен Киевской Руси. Наши предки верили, что душа после смерти отделяется от тела. Однако, если при захоронении не соблюдались обряды, позволяющие перейти душе в другой мир, или расставание души с телом не было произведено мирным путем, то, по народному поверью, покойник мог вернуться в виде демонической сущности.

Согласно поверьям, появление таких мертвецов провоцировало вспышки эпидемий и засух и, как следствие, голода.

Само древнерусское слово упырь встречается в 11-12 веках. Однако в ходе христианизации Руси в богословской литературе — это слово заменяли словом «еретик» или людоед.

В период эпохи просвещения, части восточной Европы, которые подчинялись скипетру русских царей, считали областями варварства и невежества. Тогда, юго-восточную Европу считали рассадником суеверий (особенно верования в упырей были распространены на территории Речи Посполитой).

У восточных славян к «нечистым» или «заложным» покойникам относились преждевременно умершие (т.е. убитые или самоубийцы), или же покойники, связанные при жизни с темными силами, в том числе колдуны. По поверьям сербов, упырями могли стать люди, похороненные на месте упавшей звезды.

-2

Адвокат Карл Фердинанд Шертц описывал случай уничтожения ходячего покойника из-за распространения непонятной болезни.

Некоторые учёные считают, что первое упоминание о «живых» покойниках можно встретить в Повести временных лет в записях за 1015 и 1044 года. В первой записи сообщается о смерти Святого Владимира. После его смерти, дружина не рискнула выносить его тело через порог, из-за боязни возвращения живого мертвеца. Поэтому они разобрали крышу или по другим источникам выломали пол и вытащили тело, завернутое в ковер, с помощью лебедки.

Кстати об обычае вносить тело покойника вперед ногами: делали это для того чтобы его душа не нашла обратной дороги и не вернулась после похорон. Объясняли этот обычай и тем, что при рождении человек выходит головой вперёд, значит - после смерти последний путь он должен проделывать ногами вперёд. Еще одна версия – человека выносят ногами вперед чтобы он не запомнил, как выглядит его дом и не вернулся домой. Но похоронные обряды — это тема другой лекции.

В карпатской и украинской мифологии ходило поверье, что если в семье подряд рождаются мальчики, то пятый или седьмой станет упырем.

У южных славян бытовало поверье, что покойник может превратиться в вампира в течение 40 дней после похорон. Если за это время вампир не будет уничтожен, то за счет выпитой в это время крови он сможет долго жить среди людей, не возвращаясь в могилу. По болгарским поверьям до 40 дня упырь сможет оставаться невидимым, затем его душа обрастает плотью, но без костей. Наконец у него вырастают кости, и он становится вампиром.

От обычного человека его можно отличить по следующим признакам: огромный рост, огромные голова и зубы, хвост, нет бровей, хребта, носа.

Самая характерная особенность – необычайно красные глаза и лицо. Краснота сохраняется и после смерти от выпитой упырем крови.

Южные славяне считают, что упыри раздуты словно мешки, так как у них вместо тела только кожа полная крови. Они не имеют костей и поэтому могут легко пролезать через маленькие отверстия, например, замочную скважину.

Вампир может принимать облик животного, которое перескочило через тело перед погребением – кошки, собаки, курицы и др. Родственникам он показывается в образе человека, а чужим в виде животного.

Также упырь может представляться как человек, носящий свою голу под мышкой, или человек с голым черепом, в котором горит огонь.

-3

Иногда будущего упыря определяли по внешним признакам:

· Сросшиеся брови

· Имеющие два ряда зубов

· У кого глаза открыты после смерти

· Если тело не коченеет

· Сохраняющие румянец

· Похороненные с длинными ногтями.

Могила такого покойника как правило растрескивается, а кони, везущие его на кладбище, встают как вкопанные на границе села.

Конечно основная примета как распознать вампира – он не отбрасывает тени.

Покойник, ставший вампиром, лежит в могиле на боку или лицом вниз, тело его не разлагается. По польским поверьям, лежа в могиле он ухмыляется или курит трубку.

Как правило, он посещает свой дом и людей, с которыми был связан при жизни. Он может заходить не только в свое родное село, но и в другие, соседствующие с кладбищем.

Как и другая нечистая сила вампиры появляются в заброшенных монастырях, на границах сел и дорогах.

После первых петухов упырь должен возвращаться к себе в могилу. В болгарских поверьях вампиры не выходят из могилы по субботам.

Вампиры вредят скоту и людям. Могут даже свести в могилу всю собственную семью. Они заманивают путников светом горящей свечи. Вампиры пугают людей заманивая их в глушь, заставляет их плутать. Степень вредности вампира зависит от его прижизненного характера. В польских поверьях, если упырь был спокойным, то вреда от него не будет, однако если он был гневлив и злопамятен, то могут пострадать его знакомые и близкие.

Вампир вредит не только людям, но и животным: отбирает у коров молоко, гоняет всю ночь коров и лошадей и пьет их кровь.

Упырь разоряет хозяйство, разбрасывает по дому вещи, путает нитки на ткацком станке и разливает воду.

Как же уберечься и избавиться от упыря?

Во-первых, нужно строго исполнять похоронные обряды. Покойника ни днем ни ночью нельзя оставлять одного, нельзя гасить свет в доме, всех животных следует изгнать и нельзя переходить через место где лежал покойник в течение трех дней.

Как мы говорили ранее, чтобы избежать превращения покойника в упыря, нужно вынести гроб через окно или через специально вырытый лаз под полом.

Если выясняется, что недавно умерший превратился в вампира, то в первую очередь защищали себя и дом. Противостояли упырю с помощью чеснока, крестов из боярышника. Вокруг дома создавали магический круг терновника, который также закладывали в двери, окна и замочные скважины. Также дом окуривали тимьяном.

По классике вампира уничтожали вбиванием в его тело или могилу осинового кола. Дальше все как в фильме: разрывали могилу, отрубали умершему голову и клали ее между ног лицом вниз, иногда труп просто выкапывали и сжигали, или лили в отверстие гроба кипяток.

Вампира могли убить волки, собаки со светлыми пятнами над глазами, а также люди, умеющие видеть упырей: рожденные во вторник и субботу.

Вампир не может переходить сам переходить реку. Поэтому от него избавлялись, заманивая на другой берег. Часто на могилу приглашали священника, который знал специальные молитвы против упыря.

В русских сказках упыри практически не фигурируют. Александр Афанасьев опубликовал лишь несколько историй об оживших покойниках в восьмитомнике, вышедшем в 1855-1863 годах. Также, сказку под названием «Упырь» можно найти в сборнике Владимира Даля. Сам Афанасьев считал, что распространенность веры в вампиров все же более характерна для южных славян и белорусов.

-4

Первый задокументированный случай об упыре в царской России был описан в журнале «Киевская старина» и носил иронический характер. В нем рассказывалось, как киевский полковник Антон Танский приказал крестьянину Семену Калениченко явиться в военную канцелярию, так как он выдавал себя за упыря, способного вызывать эпидемии. Однако канцелярия не дала ввести себя в заблуждение и объявила крестьянина сумасшедшим. Однако позже, сам Танский стал героем истории об ожившем покойнике. Ходили слухи, что его состояние частично основано на наследстве, а частично на жадности. Он, как и подобает порядочному христианину жертвовал на религиозные цели и странствующие монахи решили на какое-то время оставить у него пожертвования предназначенные для монастыря. От Жадности, Танский попытался убить монахов, за что был отлучен от церкви. Неожиданно после отлучения Танский умер, но, как говорили, снова и снова появлялся ночью в виде живого покойника и бродил с огненными глазами, огненным ртом и ножом до первых петухов. Когда сыновья покойного произвели эксгумацию в присутствии епископа, то обнаружили свежий труп с длинными ногтями и бородой. Поэтому использовали кол. Затем поговаривали, что время от времени в полночь из могилы раздавались мучительные стоны.

Оборотни

«Волкодлаки» (по-старинному) или «волколаки» это люди, обращённые в волка, который может оборачиваться и в собаку, кошку, куст пень и т.д. По поверьям становиться волколаками чаще всего могут либо ведьмы, либо колдуны, либо люди которых прокляли колдуны.

-5

Само слово «волкодлак» состоит из двух слов «волк» и «кудла» - то есть косматая и растрёпанная шерсть которой особенно отличаются волки.

Больше оборотни известны в Европе, особенно в южной и западной части. Однако на Руси о них то же знали, особенно в Малороссии и Белоруссии. У жителей этих территорий считалось, что если найти в лесу срубленный пень, воткнуть в него нож с приговором и перекувырнуться через него – то можно стать волколаком. Вволю набегавшись волком, обратившемуся надо забежать с противоположной стороны пня и перекувырнуться обратно. Однако, если кто-то похитил нож, то придется обращенному вечно бегать волком. Именно так объясняет это поверье Даль в своём толковом словаре.

Становиться волком человек мог по трем причинам:

- способность колдуна по своему желанию оборачиваться в различных зверей, желание навредить или отомстить кому либо, или же красть скот у односельчан.

- во втором случае человека насильно обращали в волка колдун или ведьма. Рассказывали, что иногда колдуны оборачивали в стаю волков целые свадебные поезда, за то, что их не позвали на свадьбу.

- в третьем случае способность человека обращаться в волка происходит независимо от него, так как дана ему при рождении.

По свидетельствам корреспондентов из лесных уездов на Севере уже в конце 19 века вера в оборотней среди русского народа заметно иссякла. Вот, например, сообщение из Вологодской губернии «Людей оборачивали в волка или медведя когда-то очень давно, когда были сильные колдуны, однако и сейчас есть вера, что есть такие колдуны, которые могут человека волком пустить».

Однако в Подмосковье крестьяне продолжали верить в волколаков.

Саратовская губерния: «В оборотней народ верит и представляет их в виде свиньи, коровы собаки, козла или вообще чудовища. Люди в оборотней обращаются сами собой, для этого надо воткнуть два ножа в рот, прочитать заклинание и три раза перекувырнуться».

-6

Калужская губерния: «Узнать оборотня можно по тому, что задние ноги у них имеют колена вперёд, как у человека, а не назад как у волка. Людям они вреда не делают, кроме тех, кто их испортил: те не должны им попадаться навстречу».

Интересно, что в период своего пребывания в зверином обличье, волколак не мог есть сырое мясо, а жарил его на углях, оставшихся от пастушьих костров.

Объяснялось это тем, что обращённый волк только снаружи, а внутри него сохраняется его человеческая натура. По другим сведениям, если он попробует сырое мясо, то уже не сможет вернуться к людям в своем человеческом обличье. Это очень яркий прием, известный еще в русских народных сказках, где главный герой, попав в избушку бабы яги (пограничный пункт между миром живых и миром мертвых) чтобы пройти дальше в потусторонний мир должен съесть еду из этого мира потусторонних, чтобы его приняли за своего.

Некоторые рассказы об оборотнях из фольклористических экспедиций:

· Волколаки — то человек скинется на волка, а що делал — не знаю. Ведьмари то робять. с. Тхорин Овручского р-на Житомирской обл., 1981 г., зап. И. Г. Безрукова от Богуш Агафьи Михайловны, 1912 г. Р

· Молоды пожинились, а он ночью в волка перекинулся. Так як 12 часов пройдэ, так он в волка перекинеца и уходе из дому. Говорили, мо это сатана его водить. с. Боровое Рокитновского р-на Ровенской обл., 1984 г., зап. В. С. Карапаева от Еремейчука Ивана Петровича, 1906 г. р.

· [Свекровь хотела зятю угодить. Вставила она меж двух сараев гребенку и перекулилась через гребенку, и стала собакой. Побежала к соседу, украла у него поросенка и принесла зятю. А зять все видел. Он тоже перекулился через голову, а как дальше — забыл. А на нем штаны были полотняные и пояс праздный. Семь лет он бегал собакой. Штаны у него изодрались. А как хотелось собаке есть, то стояла она на берегу Припяти, а на другом берегу жеребята были. Только переплывет она реку, а вместо жеребят — дубовые пни. А раз прыгнула она через куст, пояс праздный порвала — и вновь человеком стала.] с. Дорошевичи Петриковского р-на Гомельской обл., 1983 г., зап. Ф. Б. Успенский от Киселевич Настасьи Степановны

Особенно был популярен мотив превращения в волков на свадьбе. В волков могли быть превращены сами новобрачные местным колдуном. Такова была его месть за то, что он не был приглашен на свадьбу. В другом случае это результат борьбы двух колдунов, мерившихся силой на свадьбе, например, один колдун обращает свадьбу в волков, второй делает так, что у первого вырастают рога и он не может вытащить голову из окна.

· На свадьбу кавалер ехав до венца и не поклониўся вэдьмарови. За гэто той ёго зробиў волком. Семь лет отходиў хлопец волком. Настояшчые волки ёго не любили. Но один раз пэрэскокваў ён чэрэз ровчак, и шкура вовча з ёго злезла — и стаў хлопцэм. с. Смоляны [д. Туловщина, 3 км от Смолян] Пружанского р-на Брестской обл., 1989 г., зап. Е. Я. Синковец от Максимович Аксиньи Давыдовны, 1901 г. Р

· 7. Чоловек можа бегать год или скольки волкам, если ведьма скажет. Раз на свадьбе дружки обидели ведьму. Ведьма им сказала, каб яны год бегали волками. Яны были перавязаны рушниками, дак год бегали з белыми полосами. [Питались мясом, но не сырым, а хотя бы] каб дымом было пропечена, [а по возможности жареным]. с. Оброво Ивацевичского р-на Брестской обл., 1987 г., зап. В. В. Казначеев

Известны случаи, когда брошеная девушка или ее мать превращали парня в волка на его свадьбе с другой.

Волколаками могли становиться и дети зачатые или рождённые в запретный день. Запретными днями считались церковные праздники и пост. Считалось, что после рождения, такие дети обладали демоническими свойствами. Подобные поверья весьма характерны для балканской и особенно для карпато-украинской традиций. По их же поверьям такие дети становились вампирами, двоедушниками. Способность оборачиваться волком проявляется в человеке помимо его воли, она является следствием греховного поведения его родителей, своеобразной «покутой» (избыванием наказания за грехи), которую несет последующее поколение за грехи предыдущего.

· Цэ бабуля рассказывала. У одного дида был сын. Он жэнился. Была у его жынка и замечала, шо он ночью выйдет и пропадает да самого утра, а утром можэт не есть ничёго до вэчера. Она рассказала его батьку, а он узнал, як стемнело, и начал следить за им. Цэй сын пошол за огород — и батька за им. Три раза перекинулся часов в 12 и стал волком, як теля здоровый. Почил искать других волков и пошол к ним. И батька за им. Ну и дошли до лесу. Много их там собралось. Дви подводы, оны пропустили, а трэтью розорвали: коней и людэй съили. А тоди пойшли до дому. Три раза перекинулся — и стал людиною. На ранок батько приходе и стал роспитывать его. Как стал волколаком: он родился в тот дэнь, когда нэльзя родить. Батько стал питать, што дви подвиды пропустили, а трэтью розорвали. Воўколак и кажэ, што дви подвиды перехрестились, а воўколаки хреста бояцца. А ў трэтей человек ехаў, мешки ўзяў с пшэницэй и ехаў молотить. Дома буў пъяный, а жынка и кажэ: «Шоб ты поехаў, и черти шоб тобя смололи, шоб я тоб нэ чула и нэ бачила». На ём хреста и нэ було — оны его и розорвали. Рассказаў цэму батьку и пошоў з дому. Гди он диўся, цэй воўколак, нихто нэ знае. с. Вышевичи Радомышльского р-на Житомирской обл., 1981 г., зап. Л. М. Ивлева от Дидока С. В

Способы превращения человека в волка

Наиболее известный в Полесье способ добровольного превращения в волколака — перепрыгивание через символическую границу, отделяющую человеческий мир от «иного» мира: кувыркание через голову, через воткнутый в землю нож, пень, гребень, перекресток, через три колышка. Важны и сами действия, которые человек совершает при превращении: связанные с верчением, кручением, круговым движением, символизирующие изменение человеческой природы на демоническую. Мотив широко известен на всей территории распространения представлений о волколаке: человек превращается в волка, перекувырнувшись (перепрыгнув) через воткнутый острием вверх нож, перешагнув через порог, ударившись о землю, проехав под двумя рябинами, которые колдун связал вершинами над дорогой.

-7

Колун или ведьма, чтобы превратить человека в волколака, предлагают ему заговоренный напиток или еду. Колдунья дает молодоженам напиток, приготовленный из крученого лыка, чтобы превратить их в волков, теща с этой же целью поит зятя вином.

По истечении срока заклятья волколак сам превращается в человека. Также, вернуть ему человеческий облик, можно если ударить человека. При ударе волчья шкура рвется. Если назвать волколака по имени, то он тоже превратится в человека.

Источники:

Славянские древности Этнолингвистический словарь под общей редакцией А.С. Толстого том 1.

С.Максимов Нечистая, неведомая и крестная сила.

Народная демонология полесья том 1 и 2.

Словарь В. Даля.