5 февраля вступило в силу эмбарго Евросоюза на поставки российских нефтепродуктов. Однако ожидания ЕС не сбылись: спад экспорта дизеля и других видов топлива оказался краткосрочным, а Россия вскоре переориентировала сбыт этой продукции по более выгодным для нее условиям. Кроме того, объемы продаж достигли рекордного за март текущего года уровня. Как Москве снова удалось обойти санкционные условия, ничего не потеряв?
Кто теперь основной покупатель дизельного топлива?
После введения новых условий поставки нефтяного рынка России развернулись на 180°. Новых покупателей долго искать не пришлось — они пришли сами, что говорит о незаменимой позиции страны на рынке энергоресурсов. Воспользовавшись европейским эмбарго, в марте Турция скупила рекордное количество российского дизельного топлива за всю историю с 2016 года. Таким образом, турецкий импорт превысил в первом весеннем месяце 10 млн баррелей, что на 50% выше февральских показателей. Согласно данным Vortexa, собранным Bloomberg, поставки этого нефтепродукта из России за период с 1 по 19 марта составили около 1,5 млн баррелей в день.
Также существенная доля российского дизеля теперь поставляется в Марокко, Бразилию, Тунис, Китай и даже крупнейшему экспортеру нефти — Саудовской Аравии. Отсюда следует логичный вопрос: для чего странам понадобилось столько нефтепродуктов?
«Скорее всего, частично Европа продолжает закупать российские энергоносители по серым схемам через третьи страны. А Болгария вообще получила отсрочку от эмбарго, поэтому через нее и через Словению российские ресурсы попадают в ЕС», — отмечает Андрей Маслов, аналитик ФГ «Финам».
Это России только в плюс. Увеличиваются поступления в бюджет, и стимулируется нефтепереработка.
«Несмотря на дисконт, такой крупный покупатель выгоден и России, потерявшей в лице Европы крупного потребителя своих нефтепродуктов. В накладе, как обычно, остается Европа, которая с гордостью заявляет об успешной борьбе за энергетическую независимость от России и переплачивает десятки миллиардов евро за дорогие нефтепродукты, закупаемые у восточных стран», — констатирует глава отдела нефтепродуктов консалтинговой компании Facts Global Energy Юджин Линделл.
Релиз многофункционального приложения от самого амбициозного отечественного IT-проекта SFERA совсем скоро. Скачивайте приложение в AppStore и Google Play. Больше информации о проекте на сайте. Благодарим за поддержку!
Евросоюз связал себе руки
Вместе с нефтяным эмбарго страны G7 ввели потолок цен на нефтепродукты из России. До этого Россия в течение многих лет была основным поставщиком дизельного топлива в Европу. В прошлом году на российские поставки дизельного топлива в Северо-Западную Европу пришлось 53% от общего объема импорта. В феврале 2023 года поставки в ЕС сократились до 2%.
Из-за барьеров торговли, выстроенных самими же европейцами, как подтверждает официальная статистика, они вынуждены закупать российские нефтепродукты не только у Турции, но и у других стран Ближнего Востока: Саудовской Аравии, Индии, Китая и Южной Кореи. Это стало возможно благодаря росту поставок дизеля из России в эти страны.
«После вступления в силу эмбарго на импорт наших нефтепродуктов именно в этих странах Европе придется закупать больше дизельного топлива, а также полностью загружать свои нефтеперерабатывающие заводы. Полностью компенсировать российские поставки европейцам будет сложно», — считает руководитель Центра развития энергетики (Центр РЭ) Кирилл Мельников.
Звучит как неплохая альтернатива, однако эти страны поступают аналогично Турции: российские нефтепродукты расходуют на внутренние нужды, а свои экспортируют в ЕС по более высоким ценам. Таким образом, восточные нефтепродукты обходятся существенно дороже российских из-за большого плеча доставки (логистика тоже играет огромную роль в таком экспорте).
Рост экспорта дизеля, мазута и других нефтяных ресурсов стал приятной неожиданностью и позволяет поддерживать сравнительно высокие цены на российском оптовом рынке. А Европа не только не достигла желаемого, так еще и вынуждена закупать российский дизель по хорошей наценке.
Автор:
Колесова Дарья
🚫Мы много сил вкладываем в качество статей, поддержите нас лайком и подпиской если вам это нравится.
Читайте также:
Материал создан при поддержке проекта SFERA