...Богоявленский Старо-Голутвин мужской монастырь находится в прекрасном месте – там, где сливаются Москва-река и Ока. Вернее, где первая вливается во вторую (дальше Ока бежит к Нижнему Новгороду и там впадает в Волгу).
После источника Сергия Радонежского и набережной Оки мы приехали сюда.
В настоящее время архитектурный ансамбль монастыря включает в себя:
- Богоявленский собор первой половины XVIII века. В подклете собора доныне сохранилось основание первого храма и ступени, по которым ступал преподобный Сергий Радонежский, названные в народе «камушками Преподобного»;
- Храм Сергия Радонежского с приделами Николая Чудотворца и Григория Голутвинского, с примыкающим к нему настоятельским корпусом постройки XVI-XIX веков;
- Введенский надвратный храм с колокольней и примыкающим к нему восточным корпусом (бывшим братским) – постройки XIX века;
- Западный корпус (бывшая гостиница) постройки XIX века;
- Уникальную ограду с готическими башнями архитектора Ф.М.Казакова, постройки конца XVIII века;
- Хозяйственные постройки (бывшие: квасоварня, солодовенный омшенник, каретный сарай, конный двор, овин).
Почему монастырь Голутвин? Трактовок несколько.
В 1778 году, согласно источникам, монастырь посетил историк и археограф Герард Фридрих Миллер, оставивший такие заметки: «Все тамошние места вешняя вода почти до монастыря понимает, отчего везде голой песок и травы мало, а в старину сказывают, был там густой лес, в котором до состроения монастыря жили разбойники, и от того произошло имя Голутвин, а имянно от голудбы, то есть сонмища людей голых, не токмо ничего собственного не имеющих, но и в нужнейшем одеянии претерпевающих недостаток» (орфографию сохраняю).
«…Как считают современные специалисты в области топонимики, “голутва” – вырубка, поляна в лесу. Так когда-то, ещё до основания монастыря, называлось место, где он позднее был основан. Значит, в древности по правому берегу Москвы-реки, недалеко от её устья шумел лес. И в этом лесу после рубки деревьев появилась поляна. Именно благодаря этой-то вырубке, на которой позднее вырос монастырь, местность получила свое название, закрепившееся за обителью…»
***
…Годом основания монастыря считается 1374 (об этом, согласно источникам, нам сообщает вторая Софийская летопись). Но многие авторы/исследователи считают, что основан монастырь н был в 1385 году.
В любом случае это вторая половина XIV века, а точный год вроде как и не столь важен. Возможно, легенда, но, возможно, и быль: монастырь был основан Сергием Радонежским и его учеником Григорием по указанию Дмитрия Донского (согласно писаниям Епифания Премудрого).
Из источников:
«Большинство исторических источников связывает основание монастыря с обетом, данным св. благоверным князем Димитрием Донским перед Куликовской битвой, поэтому 1385 г. – наиболее вероятная дата его основания. В рукописи Троице-Сергиевой Лавры говорится, что Голутвинский Богоявленский монастырь, связанный с победой над Мамаем, был основан в 1385 году на устье реки Москвы близ Коломны. Димитрий Донской сам выбрал место для монастыря и просил преподобного Сергия прийти благословить его. Авва Сергий, как всегда, пешком пришел в Коломну, благословил место, выбранное для обители и храм в честь Богоявления Господня. Икону Богоявления, в киоте и серебряной ризе с богатыми золотыми украшениями великий князь пожертвовал монастырю из своей моленной. Он просил преподобного Сергия, чтобы тот благословил одного из своих учеников быть настоятелем будущей обители. Выбор аввы Сергия пал на священноинока святой и добродетельной жизни Григория, который и был вскоре возведен в сан игумена. Поставление его во игумена совершал, скорее всего, епископ Коломенский Герасим, в присутствии самого преподобного Сергия, который вручил преподобному Григорию свой игуменский жезл из черного дуба, который благоговейно сохранялся в обители до самого ее закрытия в 20-х годах нашего столетия. Опись монастырской ризницы первой половины XVI в. донесла до нас сведения о ризах преподобного Сергия и аналойном кресте его, пожертвованных им в новую обитель. Предание утверждает, что преподобный Сергий сам лично участвовал в закладке, строительстве и освящении первого монастырского храма – Богоявленского собора. До сего дня остатки этого сооружения – фундамент и цокольная часть – сберегаются в подклете второго уже Богоявленского собора, воздвигнутого над ними в XVII веке, и носят в народе название: “камушки Преподобного”…»
…На снимке памятник Сергию Радонежскому – он сразу бросается в глаза (за памятником видны башни в псевдоготическом стиле – «придумка» архитектора Матвея Казакова).
***
Идём по территории монастыря. По периметру с внутренней стороны монастырского комплекса…
…Первый снимок – церковь Сергия Радонежского (Сергиевская церковь).
***
…Во второй четверти XV столетия была построена каменная церковь во имя святого основателя монастыря – преподобного Сергия Радонежского. При ней – трапезная с хлебодарней.
«…Широкое строительство и содержание монастыря обеспечивалось большими земельными владениями. В середине XVI в. Голутвину принадлежало 49 сел, деревень и иных селений. Причем, владения его распространялись не только в Коломенском уезде. Он имел каменные подворья как в Коломне, так и в Москве, где на рубеже XV-XVI вв. упоминается Голутвина слобода, давшая название современным Московским 1-му, 2-му и 3-му Голутвинским переулкам…»
В библиотеке монастыря насчитывалось 123 рукописные книги. Сейчас кажется, что это «раз, два и обчёлся», а по тем временам – целое сокровище. Не Александрийская, конечно, но всё же…
На земском соборе 1623 года, где на царство избрали Михаила Романова, Коломну представлял настоятель Голутвина монастыря игумен Авраамий – индикатор влияния монастыря.
«…В 1654 году монастырь посетило посольство Антиохийского Патриарха Макария. Об этом посещении кратко упомянул в своих дневниках секретарь посольства архидиакон Павел Алеппский…»
XVIII век стал временем крутого поворота в судьбе монастыря. И даже не поворота, а, так сказать, вертикального взлёта:
«…С 1707 г. в монастыре учреждена архимандрия, т.е. все настоятели с этого времени получали высокий сан архимандрита. Росло благосостояние монастыря. Взамен древнего и ветхого возводится новый Богоявленский собор, строится монастырская ограда и колокольня. В 1764 г. произошла секуляризация церковных земель, лишившая монастырь экономической самостоятельности. По утвержденным Синодом монастырским штатам монастырь был отнесен ко II-му классу, что было достаточно высоко и сохраняло за его настоятелем сан архимандрита…»
В 1775 г. сюда заезжала императрица Екатерина Великая. После посещения государыня прислала в монастырь своего придворного архитектора Матвея Казакова, спроектировавшего монастырскую ограду с башнями в псевдоготическом стиле (на многих снимках эти башни с остриями видны).
…Церковь Сергия Радонежского.
***
…Богоявленский собор с торца.
Видеосъемка по ходу нашего движения вдоль внутреннего монастырского периметра.
***
…Богоявленский собор с тыльной стороны.
***
…Башни в псевдоготическом стиле.
***
…Башня в неоготическом стиле и церковь Трёх Святителей в Коломенской духовной семинарии.
…Церковь Трех Святителей в Коломенской духовной семинарии (с разных точек: издали с оптическим приближением и вблизи).
***
Сады по внутреннему периметру монастыря.
«Один раз в год сады цветут, весну любви один раз ждут» (с)
***
…Богоявленский собор с тыльной стороны и Надвратная колокольня.
***
...Обходим монастырь по периметру.
Обходим монастырь по периметру: Богоявленский собор и Сергиевский храм с другой торцевой стороны.
***
Надвратная колокольня (снимок меж двух церквей)
***
Здание духовной семинарии
***
Вход в Богоявленскую церковь, мы туда войдём.
***
В 1799 году Коломенская епархия была упразднена, а архиерей переведен в Тулу.
«…Вслед за этим выехали Семинария и Консистория, и в опустевший комплекс архиерейского дома, расположенного на соборной площади Коломенского кремля, дабы избежать его разрушения или превращения в казармы, была переведена братия Голутвина монастыря, принесшая с собой свое название, и монастырь по главному храму стал называться Свято-Троицкий Ново-Голутвин. Покинутый монастырь пустовал несколько лет, постепенно ветшая и разрушаясь…»
Чтобы монастырь окончательно не разрушился и не умер, его объединяют с Богородице-Рождественским Бобренёвым монастырём. Благодаря этому подновляется Богоявленский собор, расписываются его стены, покрывается золотом иконостас, достраивается колокольня (на втором ярусе устраивается надвратная церковь Введения во храм Богородицы), начинается строительство келейных корпусов и гостиницы, перестраивается зимний теплый Сергиевский храм (помимо существующего Никольского придела, достраивается придел в честь Тихвинской иконы Божией матери).
«…За периодами возрождения и расцвета шли полосы упадка. Последний всплеск духовного возрождения монастырь пережил в 1912-13 гг., когда его настоятелем был назначен Оптинский старец схиархимандрит Варсонофий (Плеханков),
который, проведя в этой должности всего лишь один год, сумел не только исправить нестроения в духовной жизни обители, утвердить ее братию на пути ко спасению, но и за счет пожертвований благотворителей и духовных чад привести в порядок монастырские постройки, кельи и гостиницу. В апреле 1913 г. он умер, но даже за столь короткое время его успели так полюбить, что на проводы (старца погребли в Оптиной) пришла почти вся Коломна….»
…Что случилось при советской власти, долго гадать не надо. В 1929 г. монахов согнали на озерскую железнодорожную ветку, посадили там в вагоны и отправили в ссылку.
Монастырь закрылся. В его помещениях сначала разместились артиллерийские склады, а в 1933 году они были переоборудованы под общежития рабочих Коломзавода.
«…В 1947 г. было разрушено гульбище Богоявленского собора, пострадала монастырская ограда…»
В 1986 г. комплекс зданий монастыря был передан Центру Социальных Инициатив “Отечество”, занимавшемся подростковой работой, который пытался приспособить их для своих нужд. В зданиях конюшенного двора разместился столярный цех, каретного сарая – кузница, в соборе – склад, в Сергиевской церкви – спортзал…»
…В конце 1980-х – начале 90-х годов ситуация меняется кардинально, рушится СССР.
В 1993 году территория и помещения монастыря были переданы Московской епархии.
В 1994 году состоялось официальное открытие монастыря. В нём состоялась литургия.
В 1995 году в монастыре разместилось Московское епархиальное духовное училище, в 1996 г. преобразованное в Коломенскую духовную семинарию.
Начались реставрационные работы, которые ведутся по сей день.
…Вот мы внутри Богоявленской церкви (она была пустой, кроме одной служительницы из церковной лавки – милая добрая женщина, с которой мы очень тепло пообщались).
***
В Богоявленском соборе находятся мощи священноисповедника Феодосия, епископа Коломенского; в подклете собора – могила первого игумена монастыря святого преподобного Григория Голутвинского, ученика самого Сергия Радонежского
***
…Вышли из Собора. Весна без конца и без края…
***
…Вот уже почти обошли храмы вокруг. Сергиевский храм и Богоявленский собор.
***
Вид на духовную семинарию и церковь Трёх Святителей.
***
...Снова почти в начале пути (он же и конец).
Вернулись ко входу…
Рядом с входом-выходом – трапезная.
Там мы и пообедали (в той части, что предназначена для путешественников/туристов).
Когда ходил мыть руки, увидел трапезную для братии (один снимок получился; а второй, демонстрирующий длину «уходящих вдаль» столов, увы, нет).
...Пообедали, пора и честь знать. Нас ждут... нет, не великие дела и свершения, а следующие коломенские достопримечательности.
Продолжение следует.