Найти тему

Битва при Оливе, 28 ноября 1627

Стороны: Польша / Швеция

Военно-морской флот шведов все лето 1627 года блокировал Данциг, всецело господствуя на море. Осенью большинство шведских кораблей ушло в Швецию; в бухте Данцига остались только 12, из которых 6 находились в Пиллау, а остальные — блокировали Данциг под командованием вице-адмирала Нильса Гёрансона Стёрнхольда (Niels Göranson Stiernsköld). В составе его эскадры находились 5 галеонов («Tigern», «Solen», «Pelikanen», «Manem», «Enhórningen») и 1 пинасса («Papegojan»). Они должны были как можно дольше блокировать город, а затем вернуться в шведские порты. Стёрнхольд выбрал для своей эскадры лучшие корабли, но их экипажи были измотаны летней кампанией, а многие болели цингой.

Расположение флотов летом 1627
Расположение флотов летом 1627

Флот Речи Посполитой в течение лета находился у крепости Вехзельмюнде. В его составе имелось 10 кораблей (галеоны «Wodnik», «Rycerz Święty Jerzy», «Latający Jeleń», «Król Dawid», пинасс «Panna Wodna», «Arka Noego»), пинк «Żółty Lew» и флейты «Czarny Kruk», «Biały Lew», «Płomień», из которых только 4 галеона по вооружению и размерам были сопоставимы со шведскими кораблями. Остальные представляли собой корабли, переделанные из торговых судов. Зато на них имелось 170—175 орудий против 120-130 шведских, что давало количественный перевес над шведской артиллерией. Но, так как эти пушки были более легких калибров, то в целом огневая мощь сторон была примерно равна. В этой ситуации уже в середине ноября королевская корабельная комиссия Сигизмунда III Вазы приняла решение вывести корабли в море и прорвать шведскую блокаду. Это решение было продиктовано торговыми интересами Данцига, который в случае удаления шведских кораблей из своих вод мог в течение нескольких недель отправить в западноевропейские порты скопившиеся на складах товары.

Решение о выходе в море было принято 23 ноября, а его осуществление назначено на 26-е. В связи с болезней адмирала Вильгельма Аппельмана королевские комиссары передали командование флотом находящемуся в Данциге купцу и мореходу голландского происхождения капитану Аренду Дикманну (Arend Dickmann), присвоив ему звание адмирала. Свой флаг он поднял на галеоне «Rycerz Święty Jerzy». Его заместителем назначили капитана галеона «Wodnik» Германа Витте, которому перед началом битвы было присвоено звание контр-адмирала и он же был назначен командующим артиллерией флота Речи Посполитой. Следующим за ним в иерархии был капитан Якоб Мюррей на галеоне «Król Dawid». Командовать морской пехотой флота назначался Ян Сторх (Йоган Шторх).

26 ноября в соответствии с полученным приказом корабли Речи Посполитой предприняли попытку выйти в бухту Данцига, но уже на выходе из гавани их встретил огонь шведских кораблей, под которым флагманский корабль так неудачно сманеврировал, что сел на мель. После этого корабли вернулись назад, а шведы, ободренные успехом, ушли к Гелю. На следующий день при противном ветре флот Речи Посполитой на буксире у гребных судов вышел из гавани на рейд, готовясь к боевым действиям. Шведы не подозревали об этом выходе, и весь день пробыли у Геля.

-3

Битва

28 ноября, когда ветер изменился на юго-восточный, а выход кораблей Речи Посполитой стал возможным, шведы вернулись к Данцигу, не ожидая встретить противника на рейде. В авангарде их эскадры шли флагманский корабль «Tigern» вице-адмирала Стёрнхольда и «Pelikan» под командованием его заместителя капитана Фритцема. Остальные 4 корабля («Solen», «Enhörningen», «Manem» и («Papegojan») с трудом лавировали против встречного ветра и поэтому отстали.

Заметив это, адмирал Дикманн пушечным выстрелом дал сигнал к атаке. Корабли Речи Посполитой подняли якоря и устремились в сторону шведов, которые не ожидали такой реакции. Их корабли вступили в бой с шведами идя двумя эскадрами по 5 кораблей. Пользуясь попутным ветром, они шли наперерез курсу шведского авангарда и, сблизившись, первыми открыли артиллерийский огонь, навязывая противнику выгодные для себя условия боя.

Ход битвы при Оливе
Ход битвы при Оливе

Стёрнхольд, не ожидавший атаки, при сближении с кораблями Речи Посполитой изменил курс на северо-восточный, чтобы, идя в полветра, чтобы иметь лучшую возможность для маневрирования.

Возглавлявший эскадру Речи Посполитой «Rycerz Święty Jerzy» первым вступил в бой, обстреливая шведский адмиральский корабль из носовых орудий и одновременно стремясь взять его на абордаж. «Tigern», оказавшийся под огнём, пытался ответным огнём и маневрированием избежать абордажного боя. Маневры не помогли. После недолгой перестрелки «Rycerz Święty Jerzy» сумел приблизиться борт к борту с противником. На борту шведского корабля разгорелся абордажный бой, поддерживаемый с обеих сторон ружейным огнём. Во время схватки был тяжело ранен капитан «Tigern» Стюарт и смертельно ранен вице-адмирал Стёрнхольд, что сказалось на дальнейшем ходе сражения, так как никто не управлял действиями кораблей. Тогда же на помощь своему флагману пришел пинас «Панна Водна», который атаковал шведский адмиральский корабль с кормы. Со стороны носа последнего маневрировал галеон «Latający Jeleń» , который дал бортовой залп. Аппельманн не знал, что на борту «Tigern» в то время уже были поляки. Кроме того, корабль столкнулся с стоявшей за кормой «Tigern» польской «Panna Wodna» и своим бушпритом запутался в снастях, но позднее сумел освободиться. Затем «Latający Jeleń» обошел с кормы «Tigern» и снова обстрелял его, так и не поняв, что на борту шведского корабля находился командующий польской эскадрой адмирал Аренд Дикман, погибший после попадания пушечного ядра. Возможно, это произошло в результате «дружественного» огня , но убедительных доказательств этому нет. Чаша победы начала крениться на сторону кораблей Речи Посполитой. В скором времени «Tigern» сдался. В последние минуты абордажа шальным ядром адмиралу Дикманну оторвало ноги, вследствие чего он умер (похоронен в Данциге).

-5

Другая эскадра ударила по другому флагманскому кораблю «Pelikan», но тот сумел избежать абордажа. К нему пробовал приблизиться «Król Dawid», но все закончилось обменом пушечными залпами.

Удачнее действовал «Wodnik», который все же сумел сблизиться с галеоном «Solen». На помощь ему поспешил и флейт «Biały Lew», так как «Solen» был гораздо больше и лучше вооружён, чем «Wodnik». В сторону «Wodnik» с «Solen» раздались несколько залпов, в результате чего галеон получил повреждения, заставившие его командира сигнализировать о помощи командиру корабля «Król Dawid». Однако адмирал Речи Посполитой не собирался отступать. «Wodnik» сумел не только перенести огонь вражеского корабля, но и сам произвел два или три бортовых залпа в сторону противника. Затем, атакованный двумя противниками сразу, шведский корабль оказался в безвыходной ситуации. В бою погиб капитан «Solen» Форрат. Видя, что кораблю грозит быть захваченным, его шкипер бросился к носовой пороховой камере и поджёг порох. Огромный взрыв полыхнул на борту «Solen», который быстро затонул. Часть моряков Речи Посполитой и шведских моряков успела перескочить на атакующие корабли. От взрыва погибло 46 моряков «Solen» и 23 моряка с «Wodnik» (помимо 10 погибших ранее, при обстреле). Это был последний этап битвы, так как в это время экипажи кораблей первой эскадры взяли шведский флагманский корабль «Tigern» на абордаж.

-6

Остальные шведские корабли стали уходить с рейда Данцига, направляясь в открытое море. За ними в погоню устремились польские корабли. Погоня длилась недолго. У Гельской косы первым отвернула «Panna Wodna», сделав вдогонку шведам три выстрела. Остальные корабли приняли это за сигнал к повороту назад и тоже прекратили погоню.

Потери сторон

Польша

Швеция

47 человек (включая адмирала Аренда Дикманна)

1 галеон захвачен,

1 галеон потоплен

304 человек (включая вице-адмирала Нильса Гёрансона Стёрнхольда)
46 пленных

Это была первая и единственная громкая морская победа флота Речи Посполитой. Шведы потеряли в нём 2 корабля и оставили акваторию; со стороны Речи Посполитой были повреждены 3 корабля — «Rycerz Święty Jerzy», «Król Dawid» и «Wodnik» .

Победа флота Речи Посполитой позволила снять блокаду Данцига, но не оказала существенного влияния на ход войны, имея больше пропагандистское значение.

Энциклопедия парусных кораблей XV-XIX веков Вконтакте