Когда ребеночек рождается, он не знает, что такое стул, стол, мячик, кружка. В его голове совершенно пусто!
Для первого узнавания, осознания, знакомства с любым предметом, ребёнок начинает его сосать, кусать (тянуть в рот), ощупывать, рассматривать.
На основании этих простых действий, в голове ребенка создается образ предмета.
Вышеперечисленные действия называются у ученых сенсо-моторный интеллект:
- "сенсо-" от лат. слова sensus - чувство, ощущение;
- "моторный" от лат. слова motor - приводящий в движение.
Да, мотор в вашей стиральной машине приводит в движение, поэтому он тоже называется мотор :-)
Сенсо-моторный интеллект - ключевой этап в развитии детского интеллекта.
Его ещё называют "ручной" интеллект, т.к. ребёнок познает мир через действия с предметами.
Без этого этапа сенсо-моторного познания мира не возможно развитие речи у ребенка, т.к. слово может "лечь" только на ранее созданный образ, созданный всеми этими кусаниями, ощупываниями, сосаниями предмета.
То есть, сенсо-моторный интеллект является той базой-основой, на которой будут развиваться более сложные функции, такие как:
- мышление,
- речь,
- память,
- воображение.
Сенсо-моторный интеллект включает в себя способность ребенка познавать мир через свои чувства и действия.
Это важный аспект развития ребенка, который влияет на его способность учиться, социализироваться и адаптироваться к жизненным ситуациям.
Его развитие является фундаментом для более высокого умственного развития, которое в конечном итоге влияет на IQ ребенка.
Ещё один важный аспект - это поддержка и стимулирование детского любопытства. Интерес ребёнка к школьным предметам имеет в своей основе интерес к окружающему миру в целом.
Поддерживая детское любопытство в раннем возрасте, мы помогаем ребёнку активно развиваться и далее, в школьные годы.
Как развивать сенсо-моторный интеллект у ребенка?
На самом деле, развитие происходит в повседневной жизни, если мы начинаем поддерживать любопытство ребёнка.
Дети учатся через опыт и исследование окружающей среды. Поэтому важно дать ребенку возможность изучать мир вокруг него, задавать вопросы и получать на них ответы.
Например, можно на прогулке попросить ребенка найти все объекты, которые имеют круглую форму.
Это упражнение поможет ему улучшить восприятие и концентрацию.
Другие полезные упражнения включают балансирование на одной ноге, лазание, различные игры в мяч, игры на детской площадке и др.
Вывод
Стадия сенсо-моторного интеллекта является важным этапом развития ребенка, который влияет на его физическое, интеллектуальное и социальное развитие.
Родители могут помочь своему ребенку развивать этот навык через игры и упражнения, поддерживая его любопытство и уважая индивидуальные особенности. В результате, ребенок будет более успешным в своей жизни и в общении с другими людьми.
Также, важно понимать, что каждый ребенок имеет свои индивидуальные особенности и скорость развития. Некоторые дети могут быть более активными и быстрыми в движениях, в то время как другие могут нуждаться в дополнительной поддержке и терпении. Важно не сравнивать своего ребенка с другими и помнить, что каждый проходит свой индивидуальный путь развития.