Найти тему
XXL

Бэтмен (1989) - I am Batman

Здравствуйте, мои дорогие подписчики! Меня зовут XXL. И сегодня мы начинаем разбирать и оценивать фильмы про «Бэтмена» и начнем мы с фильма Тима Бёртона: «Бэтмен».

Бэтмен

Постер фильма
Постер фильма

«Бэтмен» Тима Бертона - фильм, который можно любить и ненавидеть. Его можно любить за готическую атмосферу, крутых персонажей, вычурный стиль и своеобразную трактовку комиксов, при этом ненавидеть его можно и за эти же вещи. Но одно отрицать нельзя, а именно «Бэтмен» Тима Бёртона стал первым фильмом про супергероя, который смог показать, что фильмы про супергероев могут быть серьезными. Именно «Бэтмен» Тима Бертона показал, что можно экранизировать какое-либо произведение и при этом сохранить свой авторский стиль. Но как же создавался первый серьезный фильм о супергерое, какие были препятствия у Тима Бертона и его команды? А вот об этом я сейчас вам и расскажу, так что усаживайтесь поудобнее, заваривайте чай с печеньками и я начинаю свой рассказ.

Путь к Экранизации

Все началось в 1970-х, когда два друга продюсера Бенджамин Мельникер и Майкл Услан, купили права на экранизацию комиксов про «Бэтмена» у DC Comics. У них была идея сделать серьезный и мрачный фильм, который бы отличался полностью от телесериала 60-х, где в роли «Бэтмена» был Адам Уэст. Мельникер и Услан искали вдохновение в изданной серии комиксов в 1977-1978 годах. Ведь именно эта версия комиксов смогла заложить фундамент для возрождения персонажа.

кадр из телесериала
кадр из телесериала

Продюсеры не только вдохновлялись серией комиксов о «Бэтмене». Они еще вдохновлялись фильмом про «Супермена» вышедшем в 1978 году. Ведь для того времени фильм про «Супермена» был хорошим примером экранизации, которая смогла собрать для того времени хорошую кассу.

Но все оказалось намного сложнее, чем казалось изначально. Уж слишком значительным оставалась культурное влияние сериала, где Бэтмена воспринимали как нелепого клоуна в трико на цирковой арене. Мельникер и Услан, поняли, что смогут все сделать в одиночку и потому сами обратили за помощью к другой паре продюсеров – Джону Питерсу и Питеру Губеру. Через некоторое время вторая пара продюсеров забрала себе права на экранизацию фильмов о «Бэтмене». Причем ситуация с правами на фильм даже дошла до суда, где Мельникер и Услан обвинили саму студию и продюсеров в намеренном обмане, требуя свой процент от кассовых сборов и продаж игрушек. Но суд так и не смог удовлетворить иск.

Джон Питерс и Питер Губеру
Джон Питерс и Питер Губеру

Когда уже вторая пара продюсеров (Джон Питерс и Питер Губер) забрала себе права на фильм. Они сразу начали искать студию для финансирования. Сначала обратились к студии Universal, но она тут же ответила отказом. А вот другая студия Warner Bros согласилась профинансировать картину. Недолго думая продюсеры сразу решили взять в качестве примера первый фильм про «Супермена» и рассказать историю происхождения «Бэтмена». И на место сценариста они пригласили Тома Манкевича автора сценария фильмов о «Супермене».

Первый вариант сценария

В 1983 году Манкевич представил свой вариант сценария «Бэтмена». Его сценарий представлял классический ориджин «Бэтмена». Действие фильма стартовало в 60-е, где по сюжету отец Брюса Уэйна участвовал в выборах в городской совет Готэма. Его соперник, коррумпированный Руберт Торн, решил избавиться от конкурента и нанял для этой цели Джокера, а тот поручил это дело своему подручному Джо Чиллу, который естественно убил родителей Брюса, но оставил самого мальчика в живых.

Весь первый акт сценария рассказывал историю о взрослении осиротевшего Брюса. Нам показывали, как он обучался, боевым искусствам, тренировался, покоряя все новые и новые высоты. Ведь став свидетелем убийства своих родителей Уэйн поклялся бороться за справедливость и защищать людей.

Один из артов к первому сценарию фильма
Один из артов к первому сценарию фильма

Уже во втором акте рассказывалось о том, как Брюс в обличии Бэтмена сражался с преступностью, что естественно не нравилось главе городского совета Готэма Торну, который пытался занять пост мэра Готэма. Он снова обратился к Джокеру. И Джокер предпринял попытку убить Бэтмена. Но попытка не увенчалась успехом. И тогда Джокер начал дискредитировать героя, используя при этом его фальшивого двойника, который в костюме Бэтмена устраивал преступления. Это принесло успех. Люди стали обвинять крылатого мстителя в гибели людей, причем настолько, что даже был суд, где Бэтмену заочно вынесли смертный приговор. В этом же фильме ближе к середине во время одной из атак Джокер убил семью акробатов Грейсонов, и Уэйн усыновил их сына Дика Грейсона. Так в истории должен был появиться Робин.

Финал истории должен был произойти в необычных декорациях: в музее Готэма, посреди экспозиции, посвящённой писательскому делу, где Джокер, похитив возлюбленную главного героя Сильвер Сент-Клаунд, попытался её убить с помощью экспоната, который представлял собой увеличенную во много раз пишущею машинку. Таким способом он хотел Бэтмена сломить не только физически, но и морально, принеся ему новую боль. Но ему не удалось этого сделать, Бэтмен вовремя пришел на выручку своей возлюбленной и в финальном поединке с Джокером оглушил его. Потом Джокера естественно арестовала полиция. Что же касается самого Торна, второго антагониста фильма, то с ним герой расправился весьма экзотическим способом: проткнул его грудь огромной канцелярской кнопкой. Умирая Торн, упал в гигантскую точилку для карандашей, но перед этим он успел застрелить возлюбленную героя, и она умирала на руках Бэтмена.

один из артов к сценарию, где Бэтмен запечатлён с возлюбленной
один из артов к сценарию, где Бэтмен запечатлён с возлюбленной

Из написанного выше можно сделать вывод, что Манкевич пытался уместить в один фильм не только историю о происхождении самого героя, но и историю происхождения других ключевых персонажей. В принципе сценарий неплохой, он даже по-своему интересный, но ряд решений вряд ли был бы воспринят аудиторией. Из примеров можно привести то, что в этой версии Джокер был второстепенным злодеем, который выполнял приказы Торна. Из известных противников Бэтмена в сценарии также появлялся Пингвин, но его роль была эпизодической. На роль Пингвина в то время рассматривался актер Питер О’Тула. Сам при этом Пингвин выглядел не так как в комиксах и с ним оставался только его фирменный зонт.

Естественно самым сильным моментом в финале была гибель возлюбленной Уэйна. Такой ход делал финал горьким, что для того времени было в новинку. Но студия не хотела завершать фильм на мрачной ноте. В итоге было принято решение, что возлюбленная героя останется в живых, но при этом будет раненой. Да и к тому же в сценарии было немало для того времени по меркам комиксов фантастических технологий. Например, Бэтмобиль был оснащен отражающим пули энергетическим экраном, а подручные Пингвина летали на ракетных ранцах.

Кто будет отвечать за режиссуру.

В итоге студия утвердила сценарий Манкевича. Годом выхода фильма выбрали 1985 г. Бюджет на фильм выделили для того времени не малый 20 млн. долларов.

Но время шло, а съемки все не могли начаться. Проблемы было две: первая – продюсеры никак не могли согласовать финальную версию сценария, вторая – студия же не могла определиться с тем, кто будет режиссером фильма. Изначально на пост режиссера рассматривалось три кандидата: Ричард Доннер, Джо Данте и Айвен Райтман, но все они ответили отказом на предложение. Потом некоторое время на пост рассматривалась кандидатура Стивена Спилберга, но он так и не смог принять решение об участии в съемках. И лишь в 1985 году студия смогла найти режиссера. Им стал Тим Бёртон.

Тим Бертон на съемках фильма
Тим Бертон на съемках фильма

Для многих это решение было неожиданным. Многие считали, что у Тима Бертона мало опыта, ведь на тот момент у него на счету был лишь один полнометражный фильм – комедия «Большое приключение Пи-ВИ» К тому же Бертон не любил комиксы. Из-за чего он не сразу решился принять предложение студии.

Когда Бертон взялся за работу над фильмом. Он тут же решил, изменить сценарий Манкевича, поскольку тот ему не нравился. И вместе со своей подругой Джули Хиксон он написал для студии 43-страничный набросок, который должен был заложить основу для фильма. История по-прежнему рассказывала о становлении Бэтмена. В ней Джокер тоже убивал родителей Уэйна по приказу Руперта Торна. Но вскоре босс сам решил избавиться от подручного. Клоун попал в тюрьму, а осиротевший Брюс давал клятву, что посвятит свою жизнь борьбе с преступностью. Это был первый акт фильма.

Во втором акте Джокер сбежал из тюрьмы и вернувшись в Готэм развязывал террор. Он убил своего бывшего босса, который к тому времени стал мэром города. Далее Джокер пытался сам стать мэром Готэма, для этого он даже организовал подставные выборы. Но в итоге на выборах победил Брюс Уэйн, что естественно привело клоуна в ярость, и он устроил парад с воздушными шарами, которые были наполнены ядовитым газом. Таким способом он хотел отравить население Готэма.

В сценарии Хиксона и Бёртона возлюбленной героя оставалась Сильвер Сент-Клаунд. Также в эпизодах должны были появиться Загадочник, Пингвин и Женщина-кошка, которая убила бы родителей Дика Грейсона. В финальной схватке Джокер узнавал, кто скрывается под маской Бэтмена, но когда его арестовала полиция, решил сохранить тайну, чтобы не лишать себя будущего веселья. Финальная сцена давала намек на сиквел, в ней во время празднования Рождества Брюс получил подарок – коробку с выскакивающим клоуном.

Окончательный сценарий

Сценарий Бертона студии не понравился. И для доработки сюжета она наняла сценариста Стива Энглхарта. После прочтения сценария Стив пришел к выводу, что сюжет переполнен персонажами, и некоторых из них можно убрать: Пингвина и Дика Грейсона.

А Бертон в свою очередь обратился за помощью к сценаристу Сэму Хэмму. Хэмм был фанатов комиксов и имел естественно своё представление о том, как должен выглядеть фильм про Бэтмена. Взгляды Хэмма естественно отличались и от взглядов студии. Первое что предложил Хэмм это полностью изменить концепцию фильма и убрать становление Бэтмена из сценария. Он считал, что хватит и пары флешбеков, где рассказывалось бы детство героя. И вместо ориджина Бэтмена он предложил сделать ориджин Джокера. У Хэмма было желание впервые на публике раскрыть происхождение культового злодея. И для этого он даже придумал ему первоначальное имя – Джек Напье. Далее Хэмм тоже предложил убрать Пингвина, заменить возлюбленную героя Сильвер Сент-Клаунд на журналистку Вики Вейл, ну а Руперта Торна заменить на мафиозного босса Карла Гриссома.

Осенью 1986 года Хэмм полностью написал свою версию сценария. И вот какие были основные отличия:

1) Джокер не убивал родителей Уэйна. Бэтмен, узнав, что Джокер – Джек Напье, которого он во время драки уронил в кислоту, был потрясен, поскольку считал, что он косвенно виноват во всех последовавших злодеяниях.

2) Джокер был намного моложе, чем в фильме Джокера. Джек Напье был описан как человек тридцати двух лет с почти женственными чертами лица.

3) Вики Вейл и её коллега по работе репортер Александр Нокс, сразу поняли, кто скрывается под маской Бэтмена.

4) В ранней версии Нокс ревновал Вики к Брюсу и даже угрожал рассказать всем кто он такой, если тот не порвет с ней. Но в итоге Нокс в конце совершает геройски поступок. Именно он придумывает Бэт-сигнал, подсказав Бэтмену, в каком из шаров на параде ядовитый газ. Ну а в конце он получает пулю от подручного Джокера и погибает.

5) После визита Джокера в квартиру Вики, Брюс бросался за ним в погоню. Дале шла большая экшн-сцена, в которой герои проехали через парк, годе выступали акробаты Грейсоны. По вине Джокера они погибают, и их сына усыновляет Уэйн, и в финальной схватке Нокс помогает герою победить клоуна.

6) На параде Джокер ездил по улицам Готэма на танке и сбивает самолет Бэтмена из его орудия.

7) В финальной сцене Вики не было. Раненый Бэтмен преследовал Джокера до крыши собора, после чего решил пожертвовать собой, активировав закреплённую на поясе бомбу с часовым механизмом. Испугавшись этого Джокер пытается спастись, ухватившись за спущенную с вертолета веревочную лестницу, но ему мешает стая летучих мышей. В результате клоун погибает. Брюс же успевает избавиться от бомбы и прикрепляет её на лестницу вертолета.

Сценарий Хэмма был серьезнее и мрачнее итогового фильма. У многих персонажей было больше экранного времени и их мотивацию объясняли подробнее. Поначалу продюсеры восприняли этот сценарий неоднозначно, но Хэмму все же удается убедить их, что он идеально подходит для фильма. Конечно, в дальнейшем в него внесли немало изменений, но придуманную концепцию сценария Хэммом оставляют.

один из артов к фильму
один из артов к фильму

Однако тут возникла другая проблема, пока переписывался и дорабатывался сценарий. Бёртон устав от ожиданий, подписался на другой проект – «Битлджус». Поначалу продюсеры хотели заменить режиссера, но потом, посмотрев на результаты проката фильма Бёртона, его оставили.

Весной 1988 года на экраны выходит фильм «Битлджус» и становится большим хитом. Продюсеры, увидев это сразу после первого уик-энда позвонили Бёртону и предложили окончательный контракт на «Бэтмена».

Кадр из «Битлджуса»
Кадр из «Битлджуса»

Правда к тому времени появилась новая проблема. Гильдия американских сценаристов устроила забастовку, которая продлилась до августа 1988 года. Из-за нее Хэмм не имел права продолжить работу над сценарием, поэтому Бертон обратился за помощью к сценаристу Уоррену Скаарену. По ходу съемок студия наняла для доработки и поправки сценария еще пару сценаристов. Они переделали немало сцен из картины. В итоге буквально в последний момент продюсеры включили Вики Вейл в сцену финального противостояния Бэтмена и Джокера на крыше собора.

Бэтмен с возлюбленной на крыше собора
Бэтмен с возлюбленной на крыше собора

Майкл Китон: история о том, как стать самым ненавистным актером Америки

Многие, наверное, помнят, как поначалу фанаты отреагировали, что Хит Леджер сыграет Джокера в «Темном рыцаре». Многие из них отнеслись к этой идее скептически. Но это пустяк по сравнению с тем, что стало, когда на роль Бэтмена объявили Майкла Китона.

Майкл Китон в образе Брюса Уэйна/Бэтмена
Майкл Китон в образе Брюса Уэйна/Бэтмена

Так вот, фанаты, узнав о том, кого объявили на главную роль, тут же пришли в ярость. Им казалось, что студия их обманула. Мол, дескать, обещали серьезный фильм, а сами на роль взяли комика. Причем фанаты были настолько рассержены, что написали студии свыше полусотни тысяч писем с требованием поменять актера. Да и Боб Кейн, Сэм Хэмм и даже некоторые продюсеры тоже сомневались в кандидатуре Китона.

Так как же Майкл Китон стал Бэтменом? Разумеется, студия хотела видеть в этой роли кого-нибудь покрупнее в плане известности, типо Мела Гибсона или Харрисона Форда. Но режиссёр и продюсеры помнили, что у них был план опираться на пример фильма по «Супермену», где в свое время тоже был взят на главную роль малоизвестный актер. Так что они решили этот вариант попридержать при себе и не откладывать в случае чего в долгий ящик. И по началу роль Брюса Уэйна предложили двум другим актерам: Рей Лиотту и Пирсу Броснану. Но те отказались, посчитав работу не серьезной. Джонс Питерс понимал, что у них мало времени и актер срочно нужен. И однажды он решил посмотреть фильм «В здравом уме и твердой памяти» и, увидев как в ленте, играет Китон, сразу понял, что это тот, кто им нужен. Бертон же, поработав с Китоном над «Битлджусом», тоже поддержал этот выбор. В общем студия не поддалась давлению публики и оставила Китона.

Китон в образе Брюса
Китон в образе Брюса

Что же касаемо Джокера, то режиссер в этой роли видел Брэда Дурифа. Но тут студия сразу сказала: нет, поскольку на место малоизвестного и противоречивого Бэтмена нужно было пригласить на роль злодея звезду не малых масштабов. С самого начало фаворитом был Джек Николсон. Однако у него было много требований: большой гонорар, проценты от кассовых сборов, жестко ограниченное число рабочих часов, возможность самому выбрать свой грим и первую строчку в титрах. Студия согласилась на все его требования. Но даже после этого Николсон не давал окончательного ответа. И тогда продюсеры решили схитрить. Они начали в открытую организовывать переговоры с Робином Уильямсом, который в свое время очень хотел сыграть Джокера, и на всякий случай утвердили его на роль. Как только Николсон узнал об этом, он тут же связался с продюсерами и подписал контракт.

Джек Николсон в образе Джокера
Джек Николсон в образе Джокера

К сожалению эта ситуация не понравилась Уильямсу, он понял, что его использовали и на очень долгое время затаил обиду на студию. Причем на столько, что, когда ему предложили роль Загадочника в ленте «Бэтмен навсегда», Уильямс сразу отверг предложение.

Что же касается возлюбленной героя, то на ее роль была утверждена Шон Янг. Но буквально за неделю до съемок актриса, упав с лошади, сломала руку. В итоге Янг оперативно заменили на Ким Бейсингер.

Ким Бейсингер в образе Вики Вейл
Ким Бейсингер в образе Вики Вейл

Оживление Готэма

Съемки ленты начались осенью 1988 года. Поначалу фильм планировали снимать в Калифорнии на павильонах студии, но из-за огромного интереса публики и СМИ пришлось переехать подальше от всех. И в результате съёмки картина велись в английской студии «Пайнвуд».

Однако это не помогало. Местные газеты начали пытаться подкупать членов съемочной группы, обещая им 10 тысяч фунтов за фото Николсона в гриме Джокера. Причем дело даже дошло до вызова полиции: кто-то вынес со студии несколько катушек с отснятой пленкой.

Готэм
Готэм

Визитной карточкой фильма должен был стать Готэм. Создатели хотели сделать его самым мрачным и уродливым мегаполисом за всю историю кино. Для этой задачи Бертон нанял художника-постановщика Антона Фёрста. В качестве визуального примера будущей картины выбрали «Бразилию» Терри Гиллиама. Фёрст превратил Готэм в «Нью-Йорк без капремонта». В итоге за свои старания он получил Оскар.

создание модели города
создание модели города

Над созданием костюма работал Боб Рингвуд, ради этого он отказался от фильма про Бонда «Лицензия на Убийство». Задача была непростой. Рингвуду нужно было поместить Майкла Китона с его средним ростом и телосложением в резиновый костюм и при этом сделать так, чтобы актер в нем был большее и внушительнее, чем на самом деле.

Китон не был в восторге от костюма, так как испытывал в нем приступы клаустрофобии. Впрочем, он смог найти этому применение и использовал свой страх в создании нужного настроение для персонажа. Костюм был настолько неудобным, что Китон не мог в нем поворачивать голову. Поэтому он разработал собственное движение для фильма.

Майкл Китон в костюме Бэтмена
Майкл Китон в костюме Бэтмена

Бэтмобиль собрали из 7 частей разной марки автомобилей: Шасси Chevy Impala, мотора Chevy V8, задних фонарей Ferrari, топливных крышек лондонского автобуса, деталей кузова Corvette и реактивного двигателя истребителя Harrier. Последней деталью стали фары от автомобиля Honda Civic. Их добавил арт-директор Терри Экланд-Сноу. Он их приметил на автомобиле своей жены. Для съемок было построено два бэтмобиля. Один из них сейчас стоит в автомобильном музее Лос-Анджелеса, другой стоит в гараже Джона Питерса.

Бэтмобиль
Бэтмобиль

Музыка фильма

Для работы над саундтреком Бертон нанял своего друга и коллегу по фильмам «Большое приключение Пи-Ви» и «Битлджус» Дэнни Эльфмона. Поначалу Джон Питерс, продюсер ленты, отнеся к этой идее скептически, поскольку он считал, что у Дэнни Эльфмона недостаточна опыта. Но после прослушивания первых музыкальных композиций он полностью изменил свое мнение.

Прокат фильма

Летом 1989 года студия Warner Bros начала проводить масштабную рекламу «Бэтмена». Причем реклама была настолько масштабной, что невозможно было ступить и шагу, чтобы не наткнуться на логотип крылатого мстителя.

23 июня 1989 года лента вышла в прокат. И в первый же уик-энд фильм собрал огромную кассу. Картина Бертона оказалась настолько успешной, что все хейтеры тут же заткнули рты. Особенно всех впечатлила игра Майкла Китона, в которого во время съемок мало кто верил. Многие после фильма говорили, что, встретив Китона на улице, они бы даже не поверили, что перед ними стоит Бэтмен.

Но не только Китон блистал при параде. Естественно немало лавров получил и Николсон за роль Джокера. Причем он даже не подозревал, что в будущем его Джокер будет самым каноничным Джокером среди других Джокеров из фильмов про Бэтмена.

Для того чтобы увеличить сборы «Бэтмена» студия пошла на хитрость и выдвинула его на Оскар. Студийные боссы прекрасно понимали, что вряд ли картина получит главные номинации: премия художнику-постановщику оказалось единственной. Но таким прикреплением к рекламе она говорила зрителям, что «Бэтмен» - это серьезный фильм, который обязан посмотреть каждый.

Мнение о фильме

Что ж, если уж говорить о самом фильме, а не об его истории, то он великолепен без преувеличения. Причем на столько, что когда я его пересматривал, я стал замечать, то, что не замечал раньше. Это не только хороший фильм, но и великолепная версия Шекспировского Гамлета в стиле комиксов. Посмотрите сами, у нас есть загадочный герой, который живет в замке, который борется за справедливость, хочет отомстить за свою семью. Так же у нас есть прекрасный злодей, который в своё время как выясняется и насолил главному герою. Именно он убил его родителей. Правда это было задолго до того, как он стал Джокером. Но это не отменяет всей драмы в фильме вокруг истории Бэтмена. Далее у нас здесь есть любовь, которой вряд ли суждено сбыться, но не потому, что люди не любят друг друга. А потому, что эта любовь влечет за собой опасности и невзгоды, которые будет сложно преодолеть. Единственное чего, к сожалению, не хватает в фильме, так это драмы на тему «убить Джокера или нет». Ведь Бэтмен же не убивает. А тут человек, который убил родителей, чем не драма на тему «убить или не убить». Но я думаю, на нее создателям в свое время не хватило времени, не только в плане работы над фильмом, но и самого времени фильма, ведь то, что именно Джокер убил родителей Бэтмена, мы узнаем в самом конце фильма перед финальной схваткой. И потому, вот эта часть драмы, к сожалению, не добавлена в фильм. Но в принципе и без этого фильм прекрасен.

Так что я ставлю оценку ленте 10/10. Она этого определенно заслуживает.

Ну, вот мы и рассмотрели «Бэтмена» Тима Бертона, узнали историю его создания. Я же с вами прощаюсь, мои дорогие подписчики. Желаю вам посмотреть и составить свое мнение. До сведения, до скорых встреч.