Найти в Дзене
Time Out

Лицо британского социализма в кино. 5 фильмов для первого знакомства с творчеством Кена Лоуча

Оглавление
Фото: legion-media.ru
Фото: legion-media.ru

1 мая отмечается День международной солидарности трудящихся, Праздник Весны и Труда. В честь этой даты Time Out решил вспомнить пять фильмов британского режиссера Кена Лоуча, главными героями лент которого становятся представители рабочего класса, простые люди, сражающиеся за свои права с неприступным и циничным капитализмом.

«Кес», 1969

-2

Кен Лоуч ворвался в британское кино в конце 1960-х, когда «драматургия кухонной мойки»* уже постепенно покидала большие экраны. Однако настоящий социальный реализм британской новой волны, без купюр и с героями, близкими по духу большей части общества, никуда не делся — его и возглавил Лоуч. Как оказалось впоследствии, на долгие годы.

«Кес» — второй полнометражный фильм Кена Лоуча. Главным героем ленты стал мальчик Билли, попавший в заложники формирующейся образовательной системы. Он — представитель «низшего» класса, живет в нищете с матерью, которая не обращает на него внимания, и старшим братом-тираном, работающим в шахте. Билли скорее существует: дома он никому не нужен, в школе к нему цепляются и учителя, и одноклассники, давит и ненавистная подработка. В царстве мрака мальчик находит луч света — птенца сокола, приручение которого становится для него настоящей отдушиной, смыслом жизни. Однако система, учуяв в Билли рвение к свободе, тут же расправляет свои сети и пытается загнать его в авторитарные рамки.

В «Кесе» отчетливо чувствуется влияние «Четырехсот ударов» Франсуа Трюффо — с той лишь разницей, что синонимом свободы для Антуана Дуанеля стало море, к которому он доберется несмотря ни на что, пока Билли нашел свободу в своем хобби. В соревновании «правдивости» Лоуч побеждает Трюффо. Финал «Кеса», помещенного Британским институтом кино на седьмое место в списке 100 лучших британских фильмов XX века, опустошительно трагичен — камера Билли в классовой «тюрьме» захлопывается навсегда.

20 великих британских фильмов

Критик с пистолетом в поисках потерянного детства. 6 фактов о Франсуа Трюффо

«Меня зовут Джо», 1998

-3

Джо — бывший алкоголик, вырвавшийся из зависимости только благодаря своему лучшему другу. Он получает социальное пособие и тренирует футбольную команду, состоящую из таких же безработных, как он. Жизнь дает ему шанс начать все с чистого листа — Джо случайно знакомится с медсестрой Сарой и влюбляется без памяти. Он готов пойти на все ради новой любви, но сначала ему предстоит помочь своему ученику Лиаму, который погряз в долгах перед местным наркобароном.

Время перемен. 5 фильмов для тех, кто хочет начать все с чистого листа

Не откладывай на завтра жизнь, которой можно наслаждаться сегодня. 7 вдохновляющих фильмов

В ленте «Меня зовут Джо» Лоучу удается совместить сразу несколько жанров: мелодраму, теплую комедию и жестокую драму. При этом центральная проблема истории та же, что и в других фильмах режиссера — классовая борьба. Лоуч уверенно встает на сторону человека, за которым нет ничего, кроме честолюбия и веры в счастливое будущее. Такими он делает всех своих героев, выходцев из рабочего класса.

Джо ищет справедливость прямо перед лицом оскалившегося капитализма, цинично залезающего в самые интимные места общества — семью и самого человека. Перед героем встает моральный выбор: помочь Лиаму, но потерять шанс на новую жизнь, или отрешиться, но потерять себя. Выбор этот на самом деле несуществующий, ведь Джо попадет в тупик, куда бы ни пошел. Такой исход характерен почти для всех фильмов Лоуча, воспитанного на культуре «рассерженных молодых людей», которой ознаменовались 1950-е годы в Великобритании.

«Ветер, который качает вереск», 2006

-4

Классовая борьба в фильмах Лоуча часто выходила за рамки истории маленького человека, превращаясь в масштабные политические высказывания. Так было сразу в нескольких проектах режиссера, но ярче всего проявилось в двух лентах, посвященных войне за независимость Ирландии. Как и для любого британца, для Лоуча «ирландский вопрос» — больная тема, поэтому всеобъемлюще исследовать ее он принялся в начале XXI века.

5 ирландских короткометражек, из которых бы вышли отличные полнометражные фильмы

Злые дети и черный юмор: 10 отличных ирландских хорроров

«Ветер, который качает вереск» — знаковая для постановщика работа, впервые принесшая ему «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля. До этого почти каждый фильм Лоуча попадал в Основной конкурс, но раз за разом оставался без главного приза. Критики удивлялись такому исходу и называли эту победу наградой за выслугу лет, но вряд ли в 2006 году можно было подумать, что «Ветер…» станет лишь первой частью масштабного исследования важнейшей страницы в истории Ирландии.

Главные герои фильма — братья Дэмиен и Тедди О’Донованы. Каждый из них рассчитывал на спокойное будущее в родной стране, но обстоятельства вынудили их бороться за независимость Ирландии от Британской короны в составе национально-освободительного движения. Первые же успехи внесли в общество раздор — у ирландцев возникли противоречия о статусе страны и новых политических реалиях. Братья встали по разные стороны баррикад в начавшейся гражданской войне.

«Ветер…» не лишен привычных для режиссера социальных вопросов: власть имущие все еще пытаются раздавить «низший» класс и национальные меньшинства с помощью силы и цинизма. Однако в картине выкристаллизовывается и концептуально другой Лоуч: тяжеловесный, исторически точный и не выбирающий одну из сторон, что не свойственно прогрессивному соцреализму.

-5

«Зал Джимми», 2014

-6

Через несколько лет после военной драмы «Ветер, который качает вереск» Лоуч продолжил экскурс в историю Ирландии. На этот раз в центре внимания режиссера оказался реальный политический деятель — коммунист Джеймс Гролтон.

6 фильмов о справедливости и один — о том, что бывает, если ее нет

Во времена борьбы за независимость и последующей Гражданской войны Гролтон был вынужден уехать в Нью-Йорк из-за политического преследования. В своей деревне он создал площадку для свободного развития: посетители могли подискутировать, научиться ремеслам или потанцевать. После отъезда Гролтона заведение закрылось, но уже спустя десять лет, когда Америку захлестнула Великая депрессия, Джеймс вернулся — и жители деревни попросили его вновь открыть клуб. Немного поразмыслив, он распахнул двери зала для всех желающих. Это не понравилось местному истеблишменту, и священник Шеридан открыл настоящую охоту на Гролтона, его соратников и клуб, который, по мнению святого отца, рушил традиционные устои ирландского общества.

В «Зале Джимми» Лоуч, всю карьеру не скрывавший своих «левых» взглядов, снова страстно встает на защиту социалистического порядка и рассказывает о феномене солидарности. Свойственная соцреализму однозначность авторской позиции здесь проявляется наиболее явно. В столкновении капиталистических и социалистических ценностей «высший» класс, опасающийся инакомыслия, пользуется самыми низменными инструментами: ложью и физическим запугиванием. В то же время борющийся за справедливость «рабочий» класс солидаризируется благодаря Гролтону, выступая за прекращение социальных ужасов. Исход этого столкновения известен заранее, но посеянное зерно нового мира уже никуда не денется.

-7

«Доля ангелов», 2012

-8

«Долей ангелов» называют 2% спирта, испаряющиеся при открытии бочки с виски. Об этом молодой парень Робби, приговоренный к общественным работам, узнает на заводе, где производят спиртное. Экскурсия видится парню и его коллегам-осужденным призрачной надеждой на перемены — былые ошибки становятся полезным опытом, а новое хобби превращается в цель всей жизни. Робби изучает процесс приготовления виски и вместе с товарищами отправляется на аукцион, чтобы украсть несколько бутылок самого дорого спиртного в Шотландии.

Второго такого же теплого и смешного фильма, как «Доля ангелов», в карьере Лоуча не найти. За привычным визуальным и художественным аскетизмом скрывается история о надежде на существенные перемены. Чаще всего в своих работах режиссер эту надежду разрушает, как только герои лицом к лицу сталкиваются с безразличием или презрением капитализма, но в «Доле ангелов» он поступает совершенно иначе. Весь фильм — сплошная надежда, которая все же станет реальностью, пусть и преступным способом.

В ленте проявляется и еще одна особенность Кена Лоуча — манипулятивность. Он структурирует свои фильмы таким образом, что в каждом из них обязательно находится место эмоциям, что в том числе приносит его работам бешеный фестивальный успех. «Доля ангелов», к примеру, без наград тоже не осталась — жюри Каннского кинофестиваля во главе с Нанни Моретти в 2012 году вручило Лоучу «Приз жюри».

7 антикапиталистических фильмов для тех, кто соскучился по «Паразитам»

17 российских и советских фильмов-лауреатов Каннского фестиваля