Найти в Дзене
milost na kurorte

Rap - как авария в энергосистеме зародила целый жанр

Рэп - один из четырех основных столпов хип-хопа. Остальные три это - граффити, диджеинг и брейкданс, еще возможно баскетболл, но это уже не канон. Эта музыка полностью придумана черными, однако получила свою популярность по всему миру, и даже в наши дни реп является самым популярным жанром. Свои корни реп берет на Ямайке. Там в середине 50-х и 60-х годов музыку записывали на особенный вид пластинок, получалось так, что на одной стороне была инструментальная часть, а на другой был вокал. Про звукозапись на Ямайке, регги и Dub я уже писал статью, там про это можно узнать подробнее. И при помощи этих пластинок диджеи того времени устраивали своеобразный караоке. Они включали инструментальную часть, а желающие исполнители могли наложить поверх собственные тексты. Так появились первые "церемониймейстеры" - по простому, первые МС, а такие мероприятия стали известны как "фристайлы". Были конечно и те, у кого плохо получалось правильно попадать в ритм и быстро подбирать слова, все прямо как

Рэп - один из четырех основных столпов хип-хопа. Остальные три это - граффити, диджеинг и брейкданс, еще возможно баскетболл, но это уже не канон. Эта музыка полностью придумана черными, однако получила свою популярность по всему миру, и даже в наши дни реп является самым популярным жанром.

Свои корни реп берет на Ямайке. Там в середине 50-х и 60-х годов музыку записывали на особенный вид пластинок, получалось так, что на одной стороне была инструментальная часть, а на другой был вокал. Про звукозапись на Ямайке, регги и Dub я уже писал статью, там про это можно узнать подробнее. И при помощи этих пластинок диджеи того времени устраивали своеобразный караоке. Они включали инструментальную часть, а желающие исполнители могли наложить поверх собственные тексты.

Так появились первые "церемониймейстеры" - по простому, первые МС, а такие мероприятия стали известны как "фристайлы". Были конечно и те, у кого плохо получалось правильно попадать в ритм и быстро подбирать слова, все прямо как в настоящем караоке. У настоящих МС был свой "флоу" - определенный тип интонации или манера пения, которая отличала определенного исполнителя. Такие ребята быстро перерастали статус обычного ведущего, они становились уличными поэтами, а по нашему реперами.

Примерно так выглядели выступления диджеев того времени
Примерно так выглядели выступления диджеев того времени

Однако, к середине 70-х произошли две важные вещи:

Во первых, компания Technics выпустила совой легендарный виниловый проигрыватель SL-1200, который использовался до середины 2000х годов и стал совершенной классикой диджеинга. Данный проигрыватель обладал новым типом приводов(прямым, до этого были распространены ременные, которые позволяли докручивать пластику при помощи рук, а моторчик при этом действии не выходил из строя. При этом, как только диджей отпускал пластинку, скорость трека становилась обычной, без какой либо задержки. Казалось бы, ничего необычного по нашим временам. Но в то время эта особенность позволила диджеям выйти на совершенно новый уровень, это в какой то мере уже был даже не диджеинг в привычном его понимании. Каждый желающий становился своего рода продюсером, используя проигрыватель SL-1200, как полноценный инструмент. Диджеи начали создавать новые ритмы, останавливая и запуская музыку в режиме реального времени, или даже реверсируя ее.

SL-1200 выглядит примерно так
SL-1200 выглядит примерно так

Во вторых, на Ямайке был экономический спад в начале 70-х годов, вынудивший многих жителей острова иммигрировать в поисках лучших возможностей. Некоторые отправились в Канаду и за следующие 20 лет превратили страну в центр легкой атлетики. Другие уехали в Америку, многие успешные диджеи направились прямиком в Нью-Йорк.

Именно в Гарлеме и Бронксе ямайские караоке вечеринки превратились в рэп, поскольку иммигранты-МС отказались от звуков регги и даба и настроились на новые звуки Большого яблока - в основном фанк и диско. Ранние реп записи возникли при помощи техники «прыжков» или «хип-хоп» она и дала культуре свое название. Заключалась она в следующих действиях. Диджей находил понравившийся ему кусок композиции и покупал две одинаковых пластинки. Далее он ставил их на два проигрывателя и по очереди включал выбранный кусок, сначала на одной, а после, не сбивая общего ритма, на другой "деке"- на диджейском сленге это проигрыватель или вертушка. Техника требовала невероятного чувства ритма и безумной ловкости рук. В это время МС накладывал поверх получившейся уникальной мелодии свой текст.

В начале 80-х рэп-продюсеры и МС стали меньше зависеть от ди-джеев, которые зацикливали для них диско-музыку (потому что это стоит денег), и начали использовать новые драм-машины, появившиеся на рынке, в частности, Roland TR-808, который изначально предназначался для гитарных групп, которым не по карману живой барабанщик. Рок-индустрия отвергла устройство за то, что он не звучал как настоящие барабаны. Однако у него был восхитительный, глубокий басовый удар, который в одиночку положил начало жанрам Электро и Технобас. Первоначально TR-808 продавался очень плохо, поэтому его отправили на задние полки музыкальных и комиссионных магазинов. Именно там он обрел вторую жизнь, в руках нетерпеливых, но полных энтузиазма рэп-продюсеров со скудными бюджетами, он раскрылся по-настоящему.

А вот так выглядел Roland TR-808
А вот так выглядел Roland TR-808

Позже, в конце 80-х, все стало еще проще, когда появились цифровые сэмплеры, особенно E-mu SP-1200, выпущенный в 1987 году. Теперь рэп-продюсеры могли вернуться к звукам фанка, соула, R&B и диско, которые слушали в своей юности. Из старых записей они брали барабанные перебивки("брейки") и зацикливали их в семплерах, эффективно создавая целые песни (а в некоторых случаях и целые альбомы) всего с одним элементом оборудования и четырьмя секундами доступными для семплирования. В этот момент стало очень легко делать рэп-музыку, и сцена раскололась на региональные течения.

Найти примеры самой ранней рэп-музыки 70-х сложно, поскольку десятилетие почти закончилось, прежде чем кто-то подумал, что будущие поколения могут заинтересоваться тем, о чем они читали рэп. Так что это не значит, что в начале 70-х рэпа не существовало, люди его просто не записывали. Отчасти это было связано с тем, что рэп изначально рассматривался как формат живой музыки, и энергию живого выступления невозможно было уловить и записать должным образом. Несмотря на то, что у него нет никаких доказательств, Кул Херк настаивает на том, что он первый, кто придумал именно реп.

Вероятно, причина отсутствия записей заключается в том, что единственными людьми, которые читали рэп, была бедная черная молодежь в Гарлеме и Южном Бронксе, и у них просто не было средств для создания звукозаписывающих студий и дальнейшей продажи музыки. Все, что они делали, это очень быстро говорили под бит. Разработка бизнес-стратегии о том, как продвигать свою музыку в массы, была просто выше их компетенции.

Успешный реп впервые записала женщина по имени Сильвия Робинсон, соучредитель All Platinum Records. Ее впечатлила читка парней в одном из клубов Манхеттена. Так реп получил свой первый прорывной диск. На свет появилась группа Sugarhill Gang.

Есть так же одна небезызвестная легенда, связанная с отключением электричества в Нью-Йорке. Почти два дня крупнейший город на Земле был без электричества, а его жители вернулись к натуральному образу жизни. Жители центральной части города воспользовались этой уникальной возможностью перенять культуру радикального потребления, и многие начинающие рэперы, продюсеры и диджеи отправились грабить музыкальные магазины в поисках желанных микшерных пультов и диджейского оборудования. Мы знаем, что это произошло, потому что те же самые рэперы и ди-джеи это подтверждают.

Внезапно почти за одну ночь город наполнился рэпом, лейблами, пластинками и попаданиями в чарты. Я конечно не настаиваю, что это взаимосвязанные вещи, но сложно отрицать, что отключение света определенно помогло передать средства в нужные руки. Музыкальная реп индустрия родилась из ночной темноты.

Официально первой рэп-песней, попавшей в чарты, была вышеупомянутая Sugarhill Gang - Rapper's Delight в 1979 году, которая на самом деле представляла собой банду ребят, фристайливших в течение 15 минут под однин и тот же ритм. Большая часть самой ранней рэп-музыки была музыкой для вечеринок, поэтому тексты песен были о вечеринках и приятном времяпрепровождении, без прочного или злонамеренного содержания.

Все изменилось с Grandmaster Flash - The Message. Выпущенный в 1982 году, он ознаменовал собой резкое изменение направления по сравнению с беззаботным лирическим содержанием Kurtis Blow и Sugar Hill Records. Это было грубое, бескомпромиссное изображение реалий городской жизни. Звучание при этом сохранилось, поменялось только содержание.

После этого архаичный век рэпа закончился, поскольку новые технологии и идеи разделили его на несколько поджанров, некоторые из которых основывались на его эстетике (например, Turntablism, Conscious Rap или даже Nerdcore), но большинство возникли сами по себе (Eastcoast, Westcoast, Southern). Вместе с рэпом, к концу 80-х они стали известны как гангста-рэп. Бандитская жизнь в значительной степени захватила сцену хип-хопа. С позитивным, приятным звучание олдскульных вечеринок было быстро покончено.

А дальше мы с вами и так прекрасно знаем. На данный момент реп - популярнейший жанр, истоки которого лежат именно в электронной музыке, ведь его производство с самого начала и по сегодняшний день происходит преимущественно в электронном формате.

Примеры музыки в жанре Rap я также выложил и в своем телеграмм канале, там появляются мои диджейские миксы и разные смешные картинки: https://t.me/milost_na_kurorte

Информация взята мной из гайда http://music.ishkur.com/# и просто переведена)