В этой статье разберем, что такое спрос и предложение, и перечислим их основные факторы. Эти знания необходимы, чтобы успешно выполнить задание 21 ЕГЭ по обществознанию.
Начнем с основных понятий.
Спрос - это количество товара, которое потребитель может приобрести в зависимости от ряда ценовых и неценовых факторов.
Величина спроса - это количество товара, которое может приобрести потребитель на рынке по определенной цене в течение определенного периода времени. Например, на странице официального сайта компании Автоваз сообщается, что по итогам 2022 года продано 188 645 автомобилей LADA. Это и есть величина спроса на автомобили LADA на отечественном рынке за 2022 год. Обычно спрос на конкретные товары и услуги рассматривается в масштабах населенного пункта, страны или мира.
Предложение - это количество товара, которое производитель готов произвести и поставить на рынок в зависимости от ряда ценовых и неценовых факторов.
Величина предложения - это количество товара, которое готов произвести и поставить на рынок производитель по определенной цене в течение определенного периода времени. Например, та же компания Автоваз произвела в 2022 году 202 289 автомобилей, что соответствует величине предложения автомобилей этой марки.
Что влияет на величину спроса и предложения, кроме цены? Перечислим сначала неценовые факторы спроса, а затем неценовые факторы предложения. При этом важно отметить, что на потребителя и производителя влияют разные факторы.
Неценовые факторы спроса:
- количество потребителей. Например, в туристическом городе летом население будет расти за счет туристов и спрос на отели соответственно тоже.
- сезон. Например, летом закономерно будет расти спрос на солнцезащитные крема, а также купальники.
- уровень дохода населения. Например, в период экономического кризиса спрос на товары, не являющиеся товарами первой необходимости (техника, гаджеты), будет закономерно падать, так как потребители будут стараться экономить средства.
- мода. Например, одно время были очень популярны игрушки-антистресс Pop it. Спрос на этот товар был очень высоким.
- реклама. Например, проведение рекламной кампании фирмой-производителем, включающая скидки и бонусы, может значительно увеличить спрос на тот или иной товар или услугу.
- традиции и культура. Например, в Японии, где национальным блюдом являются суши, спрос на ингредиенты, необходимые для их приготовления, будет гораздо выше, чем в странах, где это блюдо не принято есть.
- цены на товары-субституты (взаимозаменяемые товары). Например, если вырастет цена на апельсины, потребитель скорее выберет мандарины. Поэтому спрос на мандарины будет расти. Взаимозаменяемыми являются и товары разных производителей. Например, если растет цена на импортные автомобили, закономерно растет спрос на отечественные.
- цены на товары-комплименты (взаимодополняющие товары). Классическим примером таких товаров являются автомобили и бензин. Если растут цены на бензин, спрос на автомобили падает, так как эксплуатация автомобиля становится затратной.
Как вы могли заметить из примеров, чаще всего потребитель, действуя рационально, старается сэкономить имеющиеся у него средства.
Неценовые факторы предложения:
- количество производителей. Например, с открытием в городе нового завода по производству автомобилей, предложение этого товара вырастет.
- налоги. При помощи налоговой политики государство может влиять на экономику страны. Например, повышая налог на прибыль или таможенные пошлины, государство может сдерживать производство или ограничивать ввоз или вывоз товаров. Так, если повышаются таможенные пошлины на импорт автомобилей, предложение их падает, так как продажа их становится невыгодной для производителя.
- цены на ресурсы (топливо, сырье, материалы, комплектующие). Например, при росте цен на удобрения, предложение сельскохозяйственных товаров будет сокращаться, так как будут расти издержки производителей.
- использование новых технологий (современного оборудования). Использование технологий позволяет предприятиям сократить издержки, а это в свою очередь приводит к увеличению предложения.
- дотации и государственные программы. Государство может поддержать отдельные предприятия или целые отрасли, установив для них льготы или выделив средства. Это в свою очередь позволит им сократить издержки, и предложение производимых ими товаров будет расти.
В следующей статье на примере одного из заданий научимся работать с графиками и правильно формулировать ответ.
Надеюсь, вы узнали много нового из моей статьи. Пишите в комментариях, что обо всем этом думаете. 😎