В честь памятной даты, думаю, можно нарушить собственные традиции и добавить в "сериальную" пятницу также и обзор фильма. Фильм «На Западном фронте без перемен» 2022 года очень тяжело смотреть, но, наверное, все-таки стоит, если есть потребность как-то переосмыслить происходящее и пусть хотя бы не понять, но представить себе это, визуализировать, пропустить через себя эмоционально и так немного приблизить себя к нему. Потому что, конечно, каким бы тяжелым не был этот фильм, реальная хроника намного, в разы тяжелее и невыносимей. Просмотр этого фильма – своего рода компромисс, сделка с совестью, ненадолго, но усмиряющая стыд за то, что хронику смотреть ты уже категорически не можешь.
«На Западном фронте без перемен», как известно, является очередной экранизацией одного из самых известных романов Ремарка, который если один раз прочтешь, то уже никогда в жизни не забудешь. И эта экранизация идеально совпадает и с мелодикой книги, и с ее главным посылом. Посыл этот вроде бы как уже все давно знают, но, очевидно, это мало помогает. Поэтому, видимо, есть смысл экранизировать Ремарка до тех пор, пока уже всех до конца не проймет, и повторять это уж точно никто не захочет.
При всей своей натуралистичности фильм идеально снят и смонтирован, а главного героя я именно так, читая Ремарка, себе и представляла. Весь фильм состоит из практически идеальных планов, в которых нет ничего лишнего и избыточного, и даже откровенных ужасов совсем немного, но от этого на самом деле становится лишь еще страшнее. Когда видишь эту буквально выжженную землю, изрытую окопами, на которой уже ничего живое давно не растет, сразу как-то понимаешь, откуда Толкиен взял и своих урук-хаев, и Мордор.
В природе такого никогда не бывает – такое происходит, если очень долго мучить землю и терзать ее, пока она окончательно не обессилит и не изнеможет. Но даже в таком состоянии она добра к своим детям и всегда открыта для них – по возможности, спасет и накормит, а если нет, то точно приютит навсегда. Эта доверчивость, благость и красота природы всегда с нами, она никогда не откажет нам в утешении. И очень жаль, что годы и века проходят, а человек все никак не возьмет это свойство природы за образец и все никак не откажется от разрушения ради созидания.
В происходящем на экране подчеркнуто нет никакого смысла, но даже если бы он и был, ты предельно ясно понимаешь, что ни один самый великий и гениальный смысл никогда не сможет все это объяснить и оправдать. Такого просто не должно происходить, потому что мы и без того уж слишком хрупки. Нас и так слишком мало, мы и так чересчур беспомощны, чтобы еще по доброй воле все это усиливать и усугублять. Нет ничего искусственнее и надуманнее, чем делить землю на кусочки, а людям приписывать разные свойства в зависимости от их истории, происхождения и языка.
И нет ничего условнее и неопределеннее того, что в языках всего мира принято называть «победой» - это совершенно явственно совсем не то, чем мы привыкли ее считать. Настоящую цену этого можно узнать только на очень длинной дистанции, которая буквально способна переворачивать с ног на голову все наше представление о мире. В таком никто не может ни по-настоящему победить, ни по-настоящему проиграть. И если сторона, которую принято считать проигравшей, может сегодня так снимать об этом, то в каком-то большом, общем историческом смысле ее уж точно нельзя назвать проигравшей.