Подростки активно изучают мир, сравнивают себя с другими. С одной стороны, они хотят, быть уникальными, с другой – быть такими, как их сверстники. Это возраст парадоксов, трудностей, поиска себя, своего места в этом мире. И, конечно, ребята с особенностями здоровья также переживают эти чувства, быть может даже сильнее, чем их сверстники. Значимость социальной адаптации для этого возраста особенно актуальна, и помощь взрослых им очень нужна. Но, к сожалению, не всегда сразу можно определить, как чувствует себя ребенок в коллективе.
Для выявления уровня адаптации подростков в коллективе подходит методика И. А. Шевченко «Выявление уровня социальной адаптации подростков в коллективе» которая предназначена для детей 13–17 лет, где А – адаптация, С – социум, Я – личность «Я», Д – деятельность, Л – шкала лжи.
Текст вопросника состоит из 24 утверждений, описывающих состояние личности в различных ситуациях, исходя из которых, можно сделать вывод об уровне адаптации подростков к социальному окружению (А/С), процессу обучения (А/Д) и к своей личности на данный момент (А/Я).
В методику включены вопросы, составляющие «шкалу лжи» (Л), которая позволяет судить о выраженности у испытуемых тенденции давать «социально одобряемые» ответы.
Высокие показатели по этой шкале сокращают достоверность результатов тестирования и выявляют особенности «само презентации» подростков. Чтобы ответить на представленные вопросы необходимо внимательно прочитать каждое утверждение теста. Если испытуемый с ним согласен, то в протоколе, напротив его номера нужно поставить знак (+), если не согласен – знак (–)».
Вопросы:
1. Я испытываю внутреннюю неловкость, когда с кем-нибудь разговариваю. 2. Я люблю соревноваться с другими и побеждать.
3. Мне легко подбирать слова, чтобы выразить свои мысли и чувства.
4. Я всегда сдерживаю обещание, даже если это мне не выгодно.
5. Я общительный, открытый человек и легко схожусь с другими.
6. Я постоянно стремлюсь к успеху, мне важно быть в числе лучших.
7. Я практически не имею свободного времени.
8. Я всегда говорю взрослым только правду.
9. Я стараюсь держаться ото всех в стороне.
10. Часто я неприятен сам себе.
11. На некоторых уроках я чувствую себя глупым.
12. Я всегда справедлив в отношениях с учителями и родителями.
13. Я часто смущаюсь и испытываю чувство застенчивости.
14. Я чувствую неуверенность в себе.
15. Мои достижения – плоды моего труда, а не результат везения.
16. Я никогда не говорю о других дурно.
17. Попадая в новый коллектив, я быстро приспосабливаюсь и легко со всеми знакомлюсь.
18. Порой мне кажется, что я ни на что не гожусь.
19. С учебой я справляюсь легко.
20. Я никогда не беру дома ничего без спроса.
21. Мне нравится участвовать в различных коллективных мероприятиях.
22. В целом я хорошо отношусь к себе и доволен своим положением.
23. Я умею упорно работать.
24. У меня никогда не было таких мыслей, которые нужно было бы скрывать от других.
В результате работы необходимо сравнить полученные данные с ключом. За каждое совпадение поставить 1 балл.
А/С
1- 5+ 9+ 13- 17 + 21 +
Средний 3 отклонение 1,8
А/Я
2 + 6 + 10 - 14 - 18 - 22 +
средний 3,4 отклонение 1,2
А/Д
3 + 7 + 11- 15 + 19 + 23 +
средний 2,9 отклонение 1,8
Л
4 + 8 + 12 + 16 + 20 + 24 +
Средний 3 отклонение 0,9
Адаптация к социуму: - показатель А/С отражает уровень коммуникабельности личности, адаптацию к социальному окружению, эффективность взаимодействия личности с социальным окружением. Самовосприятие личности: - высокое значение показателя А/Я свидетельствует о гармонии с самим собой; - низкое значение – о возможности наличия внутренних комплексов, конфликтов, степени их выраженности. Адаптация к учебной деятельности: - показатель А/Д позволяет определить уровень адаптации учащихся к учебной деятельности. Он позволяет также выявить проблемы, связанные с обучением (на основе анализа утверждений, объединенных в шкалу). Шкала лжи: - если значение показателя Л высокое, то данные теста можно признать недостоверными; - при повышенном значении показателя, можно утверждать, что личность стремится к социальному одобрению