Найти в Дзене
В Стране

Перестройке — 38. Но лучше бы она не «рождалась»…

Понятие «черный вторник» закрепилось в мировой истории после биржевого краха 1929 года в США. Спустя десятилетия оно пришло и к нам — так же назвали потрясения в экономике в 1994-м, 2008-м, 2014-м. Однако следовало бы вспомнить о нем на 9 лет раньше, ведь во вторник, 23 апреля 1985 года, на Пленуме ЦК КПСС был взят курс на перестройку.

Так быстро потопить свою страну под силу было не каждому. Даже в условиях, когда общество недовольно застоем. Однако поначалу перестройка была просто громким словом. Горбачев предлагал наращивать производство за счет многосменного режима работы и большей загрузки мощностей, развивать рационализаторство, соцсоревнование. В общем, занимался популизмом в стремлении чем-то выделиться на фоне предшественников. Но позже вошел во вкус — особенно после общения с американскими коллегами.

Без сомнений, перемены были нужны. Но только в экономике. СССР в целом был единой и дружной страной, а весь соцлагерь имел немало признаков конфедерации. Но если в Москве давали слабину, некоторые начинали роптать. Это особенно ярко проявилось во времена Никиты Хрущева. Таким образом, параллельно с экономическими реформами политические проводить было нельзя.

Одна из причин таких резких перемен в стране — в том, что в Компартии практически полностью отсутствовала ротация кадров. К началу 80-х в стране царила геронтократия. Большинство руководителей уже не могло управлять страной в силу возраста и болезней. Леонид Брежнев, Юрий Андропов, Константин Черненко умерли на посту генсека. Из-за особенностей политической системы воспитывать себе преемников было опасно— каждый боялся, что взращенный им молодой партиец подсидит его. А в 1985-м разом к власти пришла относительно свежая, но недостаточно опытная команда, не сумевшая обеспечить преемственность власти.

И все же экономику реформировать было нужно. Прежде всего, из-за дефицита потребительских товаров. Кроме того, техническое отставание было колоссальным. Но перестройку провели неправильно и не для того, чтобы оздоровить страну, а чтобы развалить ее.

Так, в середине 80-х из-за падения мировых цен на нефть снизились доходы бюджета. Генсек только усугубил проблему, введя «сухой закон». А вместо того, чтобы, к примеру, переориентировать производителей на экспорт, а также на производство соков и варенья, он приказал вырубить все виноградники. Тысячи людей лишились работы, казна недосчиталась десятков миллионов рублей. При этом эффект оказался кратковременным. Развился черный рынок, на котором были подделки и суррогаты.

Тем временем цены на продукцию госпредприятий регулировались централизованно. Но в 1987 году граждане получили право создавать кооперативы. Люди научились выкупать товары по низким ценам, а затем выпускать уже по рыночным, недоступным большинству населения. В итоге дефицит только усилился.

Были и правильные инициативы. Например, создание совместных предприятий с компаниями из капиталистических стран. Вот только зачем разом переводить всех на хозрасчет? Из-за действий одного человека по стране прокатилась череда банкротств. Перестроиться смогли далеко не все.

Вновь всплывают в памяти слова выдающегося политика Павла Николаевича Милюкова на заседании IV Государственной Думы в 1916 году. Говоря о халатности и коррупции, он задался вопросом: «Что это — глупость или измена?». Та речь касалась участия Российской Империи в Первой мировой. Очень жаль, что позже, в 80-е, не нашлось никого, кто спросил бы то же самое о Горбачеве, сделавшем все от него зависящее, чтобы СССР проиграл в Холодной войне.

Это отбросило страну на десятилетия назад. И нынешней власти потребовалась практически четверть века, чтобы отыграть все обратно и провести реформы, которые действительно помогли России начать движение вперед. А главное — приступить к тяжелейшему процессу объединения народа, ведь после перестройки последовал и распад СССР, хотя население на референдуме проголосовало против.

Друзья, не забывайте ставить лайки и подписываться на канал - Страна V.