Банк России предложил банкам механизм взаимодействия для решения проблемы должников, попавших в сложную жизненную ситуацию, — он закреплен в Cтандарте защиты прав и интересов заемщиков при урегулировании задолженности.
В ЦБ объяснили, что зачастую заемщик имеет потребительский кредит в том банке, где он получает зарплату, а ипотеку — в другом банке, аккредитованном застройщиком.
«В случае финансовых сложностей человек обычно старается платить по ипотеке, а по потребительскому кредиту может допускать просрочку. При этом кредиторы или не знают друг о друге, или не полностью доверяют друг другу и не могут договориться о временном совместном снижении платежей, чтобы заемщик мог обслуживать оба кредита. Один из банков взыскивает долг через суд, и иногда это приводит к тому, что заемщик теряет жилье и становится банкротом», — говорится в сообщении регулятора.
Заемщик сможет обратиться в один из банков с заявлением о комплексном урегулировании задолженности — в нем он укажет другие банки, которые выдали ему кредиты. Затем банки могут:
- самостоятельно взаимодействовать друг с другом в рамках стандарта;
- назначить один из банков оператором, который возьмет на себя задачу по реструктуризации всех кредитов заемщика.
Регулятор также определил перечень ситуаций, в которых такой механизм можно применить. На первом этапе соблюдение стандарта будет добровольным, «чтобы наработать достаточную практику применения и при необходимости уточнить его текст». Банки должны разместить все необходимые инструкции на своих сайтах.