1980 год. Молодой парень Валера отправляется в армию. Рутинной службе в Таджикистане приходит конец, когда его переправляют в Афганистан. Там Валера потеряет лучшего друга, а чуть позже - ногу. Попав в госпиталь, Валера понимает, что кошмар в его жизни только начинается.
Как завещал Сенека – психический недуг подобен физическому – куда ни отправишься, всюду будет с тобой. «Нога», основанная на рассказе Уильяма Фолкнера, и перенесённая на отечественную почву времён войны в Афганистане, соткана примерно из подобных ассоциаций. В эпизодах в госпитале режиссёр максимально сгущает краски помутнения рассудка главного героя, отчего даже зритель запутывается, что он видел – безумное наваждение, ночной кошмар или реальность. Всё смешалось воедино для человека, который теряет на войне невинность, лучшего друга, а вместе с ним и часть себя во всех смыслах.
Незакрытый гештальт словно остаётся в пустыне, фантомной болью отзываясь в главном герое, словно призывая того вернуться, дабы вновь обрести целостность. В мистическом хаосе зарождения новой личности, порождённой войной, режиссёр Никита Тягунов и сценарист Надежда Кожушаная сумели уловить то опустошённое состояние, в котором пребывали вернувшиеся с войны люди, искалеченные физически и морально.
«Нога», безусловно, лучше зайдёт со второго просмотра, ибо при первом некоторые моменты вызывают непонимание. В том числе не очень-то выходит проникнуться метаморфозами в характере главного героя. Пожалуй, самыми сильными вышли эпизоды кошмаров в госпитале, где Тягунов выдаёт в полном мраке действительно леденящий хоррор.
С другой стороны, момент надлома главного героя показан нетипично, без какого-либо подчёркивания крещендо в музыке или крупного плана оператора. Что по-своему задаёт свой эффект, когда мы видим не демонстрацию эмоции, а именно резкую перемену в поведении человека, впечатление от которой особенно усиливается позднее, когда мы наблюдаем его «внешнюю нормальность» по возвращении к гражданской жизни. Впечатляющая сцена негодования персонажа Петра Мамонова великолепно подчёркивает наблюдение именно в переменах внутренних.
Не пройдёт и года после премьеры, как Никита Тягунов покончит с собой, едва ворвавшись в большое кино из сферы телеспектаклей. А Иван Охлобыстин, сняв «Арбитра», уйдёт с головой именно в актёрскую профессию, будучи там более востребованным. А «Нога» приобретёт культовый статус среди критиков. Кино действительно заслуживает внимания. Возможно, что критики несколько преувеличивают его художественные достоинства. Но как минимум оно впечатляет своей оригинальностью на фоне тех фильмов, что выпускали про Афганистан на волне перестройки.
А что вы думаете о фильме? Поделитесь своим мнением в комментариях.